Словарь по христианству Б БЕЛГРАД

БЕЛГРАД

БЕЛГРАД – cтолица Сербии, престольный город архиепископа Печского, митрополита Белградско-Карловацкого и Патриарха Сербского. В древности на территории Белграда было укреплённое поселение кельтов под названием Сингидунум (лат. Singidunum, Singedunum), затем одноимённый римский город (I в. до н.э. – IV в. н.э.). К этой эпохе относятся древнейшие сохранившиеся свидетельства существования первых христианских храмов. Во время гонений здесь приняли мученическую кончину диакон сингидунский Ермил и его друг Стратоник (по некоторым данным, с ними также Монтан и Донат), утопленные в Дунае в 315 г., при императоре Лицинии. С разделением Римской империи (395 г.) Сингидунум отошёл к восточной части (Византии). В V в. город, являвшийся стратегически важным центром на крайней северо-западной границе империи, был захвачен и разорён варварами (гуннами, сарматами, остготами); с 510 г. Сингидунум вновь вошёл в состав Византийской империи и при императоре Юстиниане I (с 535 г.) был заново отстроен и обнесён мощными стенами, став «славным и хвалы достойным градом». Однако уже к концу VI в. город с областью заняли авары, участились вторжения славян из-за Дуная, и Византия потеряла своё влияние в этих землях. В IV в. в Сингидунуме существовала епископская кафедра; её предстоятель Урсакий известен как активный участник арианских споров: Соборы в Трире (335 г.), Сердике (343 г.) и Сирмии (351 г.); сторонником ариан был также епископ Секундиан, смещённый в 381 г. Город был крупным церковным центром, где строились храмы и создавались высокохудожественные произведения раннехристианского прикладного искусства, о чём свидетельствуют археологические находки (например, Ионин саркофаг IV в., светильник с изображениями святых Константина и Елены VI в., золотое шейное украшение с изображениями креста и несколько нательных крестов VII в.). Епископия в Сингидунуме упоминается в 579 г. в связи с приходом на берег реки Савы под стены города аварских полчищ под предводительством кагана Бояна. Христианская жизнь, укоренившаяся здесь со времён Римской империи, и окончательное заселение этих территорий сербами в начале VII в. предопределили дальнейшую судьбу и историческую роль города. В сочинении «О народах» императора Константина VII Багрянородного (X в.) сохранились ценные сведения о крещении сербов, которое происходило в несколько этапов. В начале VII в. император Ираклий, позволивший славянам заселить опустевшие области Византии («нынешняя Сервлия и Пагания, и земля захлумов, и Тервуния, и земля Канали»), отправил к ним священников, которые их окрестили и, «научив правильно совершать дела благочестия, изложили им Христово вероучение». Но поскольку проповедь шла не на родном языке сербов, процесс их христианизации затянулся вплоть до времени Кирилла (Константина) и Мефодия и их учеников (между 867 и 874 гг.). Именно к этому времени у сербов оформилась церковная организация, и Белград («Белиград», как впервые он упоминается в 878 г. в письме папы Иоанна VIII болгарскому князю Борису-Михаилу) стал центром епископии, престол которой занимал епископ Сергий, славянин по происхождению. Как полагают исследователи, кафедра Белграда входила в состав более крупной церковной области под юрисдикцией Рима (возможно, Паннонско-Моравской епархии).

 



 
PR-CY.ru