БЕЛГРАД - Страница 3

Приблизительно в то же время были построены церковь Рождества Богородицы и храм св. Петки (преподобной Параскевы), чьи мощи, находившиеся до того в Константинополе, «в пленении» у султана Баязита, были испрошены и с честью перенесены в сербскую столицу митрополитом Белградским Исидором и матерью деспота княгиней Милицей (преподобная Евгения, в схиме – Евфросиния), согласно сказанию архимандрита Дечанского и Киевского  митрополита Григория (Цамблака). По мнению Иустина (Поповича), новая столица деспота явилась для сербского народа средоточием культуры и письменности; сюда стекались самые образованные люди из греческих, болгарских и сербских краёв, захваченных турками. В Белграде была создана наилучшая школа славянского и сербского языка и письменности и при ней школа переводчиков и переписчиков богословских, исторических и философских книг. После кончины Стефана в 1427 г. и перехода власти к его племяннику из династии Бранковичей Белград с Мачвой вновь возвратились во владение венгров. И хотя столица Сербского государства была перенесена в Смедерево, Белградская митрополия продолжала оставаться средоточием сербской церковной жизни. В 1458 г. умер последний деспот, поставленный в Константинополе, а в 1459 г. под ударами турок пало Сербское государство. В южных областях Венгрии сербское население было столь многочисленным, что король Матьяш Хуньяди, признававший Сербскую церковь в своём государстве, смог восстановить и сербскую государственность, передав в 1471 г. управление ею Вуку из династии Бранковичей по прозванию Змей огненный. Через год после смерти последнего, в 1486 г., венгерский король вызвал вдову Стефана Слепого Ангелину, чьи сыновья Иоанн Новый и Георгий получили титулы деспотов. Со смертью короля Матьяша дарованные им права и льготы сербам, особенно в церковном отношении, стали предметом нареканий со стороны католиков и светских властей, однако деспот Георгий (принявший между 1497 и 1499 гг. постриг с именем Максим) твёрдо защищал право сербов исповедовать православную веру. После кончины в 1502 г. деспота Иоанна венгерский король тщетно предлагал иеромонаху Максиму принять управление сербской деспотовиной, однако он с матерью покинули Венгрию, и в 1505 г. в Валахии Максим был поставлен митрополитом Унгро-Влахийским. Вскоре они возвратились в Срем и основали при содействии русского великого князя Василия Ивановича и валашского воеводы Нягое Басараба монастырь Крушедол, где нашли упокоение мощи династии Бранковичей. Максим провозгласил Крушедол престолом обновлённой Сремской епархии, однако до его смерти в 1516 г. строительство монастыря ещё не было завершено, и, будучи с 1513 г. митрополитом Белградским и «во всей Сремской земле» (возможно, и во всей Венгрии), он имел резиденцию в Успенском монастыре в Белграде. Следующими правителями Сремско-Белградской деспотовины стали Стефан Штилянович с супругой Еленой (в иночестве – Елисавета). В 1521 г. турки захватили Белград и переселили множество сербов в Стамбул, куда были также отправлены городские святыни: мощи Параскевы-Петки, царицы Феофаны, Белградская чудотворная икона Божьей Матери. Переселенцы построили в Стамбуле Успенскую церковь в память собора в Белградской крепости, разрушенного турками.

 



 
PR-CY.ru