Словарь по христианству Б БАГДАД - Страница 2

БАГДАД - Страница 2

В 865 г. халиф аль-Мустаин, тяготившийся зависимостью от своей тюркской гвардии, бежал из Самарры в Багдад и был там осаждён тюрками, избравшими нового халифа. За год осады, закончившейся капитуляцией аль-Мустаина, сильно пострадали восточные кварталы города, впоследствии восстановленные лишь частично. С 892 г. халифы снова вернулись в Багдад и отстроили в его юго-восточной части новый комплекс дворцов, окружённых садами и протяжённой стеной; вокруг образовалось кольцо густозаселённых кварталов. В Х в. Багдад тянулся по берегам Тигра на 7–8 км; его население, по некоторым подсчётам, достигало 1,5 млн. человек. Заметную часть населения средневекового Багдада составляли христиане (Адам Мец оценивает их численность на IX–X вв. в 40–50 тыс.). Большинство их компактно проживало в квартале Дар-ар-Рум, находившемся в северо-восточном районе Шаммасия (арам. Шаммас – диакон). Средневековые авторы писали, что первыми жителями христианского квартала были византийские военнопленные (румы), поселённые там халифом аль-Махди. Им же обязан своим названием большой монастырь Дейр-эр-Рум, находившийся на территории квартала. Однако подавляющее большинство багдадских христиан составляли сирийцы-несториане. Дейр-эр-Рум стал резиденцией несторианского католикоса (с 780 г. при патриархе Тимофее I), рядом с монастырём был построен кафедральный собор, славившийся своей величиной и убранством. Сиро-яковиты неподалёку имели собственную церковь, о её фресках высоко отзывались средневековые арабские писатели. Помимо этих культовых зданий христиане построили в разных частях Багдада множество малых монастырей, большинство из них принадлежали несторианам. Источники упоминают шесть монастырей на западном берегу Тигра: Дейр-эль-Адхара (монастырь Девственниц) в районе Карх, Дейр-Дурта с величественной церковью, Дейр-эль-Кибаб (монастырь Куполов), к северу от Круглого города – монастырь Дейр-Ашмуна (названный по имени его основателя), а также Дейр-Мидьян и Дейр-эc-Cаалиб (монастырь Лисиц). На восточном берегу Тигра помимо Дейр ар-Рум исследователям известно пять монастырей: Дейр-Дармалис и рядом с ним Дейр-Самалу, построенный переселёнными в Багдад пленными с армянской границы, за воротами квартала Шаммасия выше по течению реки, к северу от них, – Дейр-Сабур, неподалёку от Багдада – Дейр-Джурджис (св. Георгия), в южной части города – Дейр-эз-Зандавард. Средневековые авторы упоминали также монастыри Дейр-эль-Асиях и Дейр-эз-Зурайкия, местонахождение которых исследователями не установлено. Главный источник сведений о багдадских монастырях – сочинение арабского географа Якута (1226 г.), его сведения, в свою очередь, восходят к несохранившемуся тексту более раннего автора аш-Шабушти (ум. в 1000 г.), составившего описание ближневосточных монастырей «Китаб ад-Диярат». Упомянутые монастыри существовали в Багдаде в Х в., а ко времени Якута многие из них пришли в упадок, исчезли или лежали в руинах, оставив после себя лишь когда-то принадлежавшие им обширные фруктовые сады. Монастырские сады были у багдадцев излюбленным местом отдыха и праздничных гуляний. В Багдаде, столице огромной империи, жили представители всех этносов и конфессий халифата.

 



 
PR-CY.ru