БАГДАД - Страница 3

Между христианами различных исповеданий иногда возникало соперничество, несторианские католикосы ревниво оберегали своё первенствующее положение. Так, когда православный Антиохийский патриарх Илия I в начале Х в. поставил в Багдаде митрополита Иоанна для местной мелькитской общины, несторианский католикос Авраам III (905–936 гг.) воспротивился этому, убеждая мусульманские власти, что православные симпатизируют Византии и нелояльны к халифу. Несторианам удалось добиться решения визиря о выдворении из Багдада православного архиерейского престола; Антиохийскому патриарху разрешалось лишь периодически присылать в город епископа на ограниченный срок. Тем не менее, в Антиохийской православной церкви в X–XI вв. существовал титул Иринупольского (Багдадского) католикоса, чья юрисдикция распространялась на значительные территории Среднего Востока. Яковитская церковь также имела в Багдаде своего епископа, однако его статус в глазах мусульманских властей был много ниже, чем у несторианского католикоса, выступавшего перед светскими властями в роли главы всех христиан города. Межконфессиональные отношения в аббасидском Багдаде отличались относительно высоким уровнем веротерпимости. Религиозные преследования христиан (т.е. введение предписаний носить определённую одежду, не ездить на лошадях, не держать рабов и др.) были спорадическими и почти не соблюдались. Во время мятежей и смут христианские церкви подвергались нападениям и разорению, но точно так же от действий толпы страдали и мусульманские культовые здания. Обстановка в Багдаде стала особенно нестабильной с середины Х в. Столкновения мусульман суннитов и шиитов, социальные конфликты, сопровождавшиеся пожарами и разрушениями, усугублялись частыми наводнениями и эпидемиями и способствовали упадку города. Вторая половина X – начало XIII вв. были временем постепенного упадка Багдада. В 945 г. город перешёл под контроль династии Буидов, Аббасиды полностью утратили политическую власть. В 1055 г. городом овладели тюрки-сельджуки. Первые султаны этой династии не появлялись в Багдаде, только султан Малик-шах в конце XI в. планировал сделать его своей зимней резиденцией, перестраивал дворцы, заложил мечеть Джами-ас-Султан. Визирь Низам аль-Мульк в 1065 г. основал медресе Низамия, одно из самых известных в исламском мире. В середине XII в. аббасидские халифы вернули себе власть над городом, отразив в 1157 г. осаду сельджукского султана. В источниках сохранились сведения о сокращении территории и населения города в эту эпоху. Особенно запустел западный Багдад, Круглый город халифа аль-Мансура, древнейшая часть столицы, почти обезлюдел и был постепенно разобран на новые постройки. Путешественники XII–XIII вв. описывают западную часть Багдада как группу изолированных кварталов, перемежающихся обширными пустырями и развалинами. Также пришли в упадок старые кварталы на севере восточной половины столицы, в том числе Шаммасия. Центр активности сместился в южную часть восточного Багдада, в новые кварталы вокруг халифских дворцов, окружённые в 1095 г. полукруглой стеной, упиравшейся в Тигр.

 



 
PR-CY.ru