БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич - Страница 3

В 1900 гг. определились характерные черты поэзии К.Д. Бальмонта: эстетизм, космизм, возвеличивание художника-творца, мифологизация жизни; во второй половине 1900 гг. появилась национальная тема, основанная на стилизации русского фольклора, народных поверий и песен («Жар-птица», «Злые чары», «Птицы в воздухе», «Зелёный вертоград»). В поэзии 1910 гг. преобладали впечатления от путешествий и повторы более ранних мотивов. В эмиграции К.Д. Бальмонт с ностальгией обратился к теме России. Стихи сборника «Марево» (1922 г.) наполнены трагическими чувствами одиночества, гнева и отчаяния человека, потерявшего родину. Эти чувства присущи и более поздней лирике К.Д. Бальмонта. Вместе с тем в книгах «Моё – ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» он обращается ко всему лучшему и живому из прошлого России. Творческий путь поэта завершает сборник «Светослужение» (1937 г.), призывающий к служению добру. Символические образы не уходят из поздней поэзии К.Д. Бальмонта, однако структура и стиль стихов заметно упрощаются. Христианские образы и мотивы присутствуют в его лирике всех периодов. Библия сопровождала поэта во всех его путешествиях и скитаниях, особенно его восхищало Евангелие от Иоанна (в Ветхом Завете поэт находил много жестокого). Он часто использовал выдержки из Нового Завета и богослужебных книг в качестве эпиграфов к стихотворениям. Поэт видел Христа не только распятым, страдающим, но и радостно-созидательным («Три сонета», «Один из итогов»). В стихотворении «Раненый» К.Д. Бальмонт пишет о Христе как о единственном Избавителе, от которого Россия может ждать спасения в постигших её бедствиях. В сонетах «Нет Бога, кроме Бога» (1924 г.) воспет христианский нравственный идеал, поэт утверждает, что Бог всегда был в его душе («С Богом»), некоторые стихи написаны как молитва к Господу («Молитва», «Звезда пустыни» и др.). Однако, исходя из представления о двойственности мира, поэт изображал демиургом и «тёмного Творца» («Смертью – смерть», поэма «Художник Дьявол», «Пир у Сатаны»), что стало причиной обвинения К.Д. Бальмонта в кощунстве. Образ сатаны ассоциируется у него с царством тьмы, ночи, насилия, разрушения (стихотворение «Война», сборник «Марево»). Дьявольское в символической системе лирики К.Д. Бальмонта неоднозначно, поэт верил, что «у человека больше сходства с Христом, чем с Дьяволом» и что в людях восторжествует христианское начало. Языческо-пантеистическое мироощущение, присущее раннему творчеству К.Д. Бальмонта, в эмигрантский период уступает место православному, которое поэт считает основой жизни русского человека и России («Уйти туда», «Хочу», «Подвижник Руси»).



 
PR-CY.ru