БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич - Страница 2

В мае 1916 г. путешествовал по Японии. Октябрьскую революцию 1917 г. не принял. В брошюре «Революционер я или нет» (1918 г.) осудил революционные методы борьбы, поскольку «не революцией, а эволюцией жив мир», а поэт, по мнению К.Д. Бальмонта, «выше партий». В 1920 г. уехал в командировку за границу, на родину не вернулся, жил во Франции, с конца 1936 г. – в Нуази-ле-Гран. Во второй половине 1920 гг. совершил поездки в Литву, Польшу, Чехословакию, Югославию, Болгарию. С конца 1930 гг. страдал психическим заболеванием. Умер в нищете от воспаления лёгких. Предсмертная исповедь К.Д. Бальмонта, по свидетельству Бориса Константиновича Зайцева, произвела на священника большое впечатление силой покаяния. Похоронен на католическом кладбище в Нуази-ле-Гран. К.Д. Бальмонт является автором 35 сборников стихотворений, нескольких книг прозы (критико-эссеистические произведения, путевые очерки, роман-биография «Под новым серпом» (1923 г.) и др.). Новаторскими с точки зрения художественного метода, основанного на импрессионизме, были сборники «В безбрежности» (1895 г.) и «Тишина» (1898 г.). В них ярко отразилось пантеистическое миросозерцание, характерное для раннего творчества поэта («Моя душа – всебожный храм»). Лучшие стихи этого периода посвящены природе, любви, искусству, жизни и смерти, проблемам добра и зла. Воспевая природу, К.Д. Бальмонт отвергал цивилизацию, несущую с собой бездуховность. Для поэта человек – часть природы, через неё он приобщён к Вселенной и её Творцу. Лирике К.Д. Бальмонта присущ культ мимолётности, в отдельных мгновениях бытия поэт стремился увидеть проявления Мирового и Вечного. Начиная с книги «Горящие здания» (1900 г.) в его творчестве усилились мотивы, свойственные поэзии декаданса. К.Д. Бальмонт рисует образ художника-творца – стихийного гения, стоящего «по ту сторону добра и зла». Остро чувствуя дисгармоничность мира, противоречия в самом человеке («в душах есть всё»), поэт часто акцентирует внимание на тёмной, демонической стороне жизни. Вместе с тем художник пытается обрести цельность мировоззрения и находит её в идее космизма – «четверогласия» стихий природы: Огня, Воды, Воздуха, Земли. В сборнике «Будем как солнце» (1903 г.) отчётливо слышны ницшеанские мотивы: лирический герой – сильная личность, дикарь-солнцепоклонник, Солнце выступает символом жизни и радости бытия. В «Литургии красоты» (1905 г.) К.Д. Бальмонт создал гимн красоте, которая, по его мнению, имеет божественное происхождение. Ответы на онтологические и экзистенциальные вопросы поэт искал в разных религиях, обращаясь к Библии, Корану, Зенд-Авесте, буддизму, индуизму, теософии, древним космогониям и теогониям («Зовы древности» (1908 г.) и др.).

 



 
PR-CY.ru