БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ - Страница 11

В одном из списков Молитвы Святой Троице Бенедикт Нурсийский назван сразу после равноапостольных Кирилла и Мефодия, в других – после князя Вячеслава Чешского и скандинавских королей Магнуса и Канута. Древнейшее упоминание Бенедикта Нурсийского содержится в месяцеслове Мстиславова Евангелия конца XI – начала XII в. В нём память Бенедикта Нурсийского указывается дважды: под 14 и 21 марта, т.е. в соответствии с византийским и латинским календарными традициями (этот факт исследователи объясняли активными культурными и династическими связями с Западом князя Мстислава, сына Владимира Мономаха). Краткое житие Бенедикта Нурсийского включено под 14 марта в состав нестишного Пролога, переведённого на Руси в XII в. Вероятно, тогда же его краткое проложное житие послужило дословным (с заменой лишь имени и некоторых географических реалий) источником жития Евфимия Суздальского, содержащегося в той же рукописи. Третий славянский перевод жития Бенедикта Нурсийского получил распространение на Руси в конце XIV в., в период «второго южнославянского влияния». Ростовский митрополит Димитрий, редактируя житие Бенедикта Нурсийского для «Книги житий святых» (Киев, 1700 г.), пользовался, вероятно, как его латинским оригиналом, так и славянским переводом, поскольку в библиотеке святителя были и латинское издание, и список 1688 г. славянского перевода «Диалогов». Память Бенедикта Нурсийского приведена под 14 марта в Типиконе Великой церкви IX–X вв. без богослужебных указаний. В различных редакциях Иерусалимского устава, начиная с древнейших и до современного печатного Типикона, на его память предписывается совершение службы с пением «Аллилуия» на утрене. В иконографии Бенедикт Нурсийский изображается как аббат в чёрном облачении бенедиктинцев. Его атрибутами являются устав, жезл аббата, пучок розог, кубок с изображением змеи, ворон с куском отравленного хлеба в клюве (что связано с легендой о попытке отравить святого). На ранних изображениях он чаще всего представлен именно в монашеском одеянии (туника и скапуляр или туника и ряса с капюшоном), юным, безбородым или зрелым, с небольшими усами и бородой. Например, на фресках 731–741 гг. в нижней церкви Сан-Кризогоно в Риме, в композиции исцеления прокажённого, он в светлой тунике и темно-лиловом плаще с капюшоном, в левой руке книга, правой он благословляет. На фреске IX в. в римских катакомбах Сант-Эрмете на виа Антонио Бертолини представлен в рост, с раскрытой книгой в левой руке, правая рука перед грудью. Сначала иноком, затем игуменом (одежды, туника и ряса с капюшоном разного цвета) святой представлен на миниатюрах, иллюстрирующих жития Бенедикта Нурсийского и св. Мавра, стиль которых обладает характерными византийскими чертами. На фреске 1061 г. в римской церкви Санта-Мария ин Паллара (первое посвящение современной церкви Сан-Себастьяно аль Палатино) Бенедикт Нурсийский – юный, в тунике и рясе с капюшоном. Подобный тип изображения сохранился и в произведениях, созданных к северу от Альп, например, на окладе Золотого кодекса из Эхтернаха (20–30 гг. XI в., Национальный музей Германии, Нюрнберг). На золотом Базельском алтаре в технике рельефа (около 1019 г., Музей Клюни, Париж) – с тонзурой, босой. На миниатюре из рукописи устава Бенедикта Нурсийского из Нидермюнстера (городская библиотека, Бамберг, около 990 г.) святой восседает на престоле, с посохом и книгой в руках. В искусстве Западной Европы получает развитие образ Бенедикта Нурсийского – создателя монашеского устава, что подчёркивалось как композиционным решением, так и наличием характерных атрибутов святого (книга, посох и др.). Его фигура, подобно евангелистам, вдохновляемого ангелом, с книгой устава, которую перед ним держит коленопреклоненный ученик св. Мавр, представлена в скульптуре Большого фонтана в Перудже работы Никколо и Джованни Пизано (1277 г.).

 



 
PR-CY.ru