Словарь по христианству Б БЕРКЛИ Джордж Кренфилд

БЕРКЛИ Джордж Кренфилд

БЕРКЛИ Джордж Кренфилд (1685–1753 гг.) – знаменитый английский теолог, философ, субъективный идеалист. Родился в Ирландии в английской дворянской семье. Изучал философию, логику, теологию, математику и языки в Тринити-колледж (Дублин), где испытал сильное влияние идей английского философа Джона Локка (1632–1704 гг.) и возненавидел схоластику. В 1707 г. начал преподавать в том же колледже (этот год можно считать и началом его философской деятельности). Беркли делает многочисленные черновые наброски (порядка 900 фрагментов), впоследствии опубликованные под названием «Философские заметки». В этих набросках он, в частности, разрабатывает теорию существования, изложенную затем в «Трактате о принципах человеческого познания» (1710 г) – самой известной работе Беркли. В 1709 г. он принял священнический сан, в 1734 г. занял епископскую кафедру в Клойне (Ирландия), с 1727 г. – доктор философии. Беркли уже смолоду вступил в борьбу с передовой для того времени мыслью, назвав свое учение «имматериализмом». Главные произведения: «Опыт новой теории зрения» (1709 г.); «Трактат о принципах человеческого познания, в котором исследуются основные причины заблуждений и трудностей естественных наук, а также основания скептицизма, атеизма и безверия» (1710 г.); «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713 г.); «О движении, или о принципе и природе движения и о причине сообщения движений» (1721 г.), направленной против английского физика, астронома и математика Исаака Ньютона (1643–1727 гг.); «Альсифирон, или Ничтожный философ» (1732 г.); «Вопрошатель…» (1735 г.); «Сейрис, или Цепь философских рефлексий и исследований…» (1744 г.) и др. Наблюдая успехи материализма, Беркли решил нанести удар не по каким-либо отдельным его проявлениям, а по его центральному понятию – понятию материи как вещественной основы (субстанции) тел. В сочинении «Опыт новой теории зрения» он выдвигает парадоксальный, на первый взгляд, тезис – существо, лишенное осязания, не смогло бы судить о реальных расстояниях между вещами. Согласно Беркли, осязание выступает учителем зрения. Полемизируя с французским философом и математиком Рене Декартом (1596–1650 гг.), он настаивал на том, что расстояние между предметами не наблюдается зрением, а внушается человеку благодаря опыту и суждению, а не ощущению (в прямом восприятии, по его мнению, мы наблюдаем лишь фигуры и цвета). В результате Беркли пришел к выводу, что линии и углы сами по себе не воспринимаются зрением, не существуют в природе реально и являют собой лишь «гипотезу, созданную математиками или введенную ими в оптику с целью получить возможность трактовать эту науку геометрическим способом». Иначе говоря, Беркли выступил против учения Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и против учения Локка о происхождении понятий материи и пространства посредством абстрагирования от свойств реальных объектов. По его мнению, мы не можем отвлекать протяжение тел в пространстве от всех других осязаемых и видимых качеств и не можем приходить к общей идее пространства, несвязанного ни с одним из этих качеств. Если абстракция пространства невозможна и даже абсурдна, то не иначе, по его мнению, обстоит и с абстракцией материи. Поэтому создавалось впечатление, что именно осязание выводит человека за пределы сферы его субъективных ощущений. Тем самым его допущение, что между воспринимаемыми вещами и идеями зрения не существует какого-либо сходства, развернулось в высшей степени сложную теоретическую проблему. В границах тех подходов своей философии, которые в перспективе выступали опровержением субъективного идеализма, Беркли акцентировал независимость существования тел вне самого сознания: «Тела существуют вне сознания, т.е. они не сознание, но от него отличаются… Сознание, в свою очередь, отличается от них… Тела и пр. существуют даже тогда, когда не воспринимаются, будучи возможностями в действующем существе…»

 



 
PR-CY.ru