БЕРКЛИ Джордж Кренфилд - Страница 2

В «Трактате о принципах человеческого познания…» он, однако, субъективизирует и осязание. Тем самым Беркли постулирует принципиальную возможность мира, в основании которой – Бог, автономный от сознания людей. На основе этой работы многие судили о нем как о философе солипсистского толка. На деле, однако, он допускал не только собственное существование, но и существование других духов, в том числе Бога. Становится очевидным, что он тонко отметил абсурдность предположения возможности существования вещи, которая воспринимается вне собственно восприятия. Объекты восприятия, согласно Беркли, не существуют вне человеческого духа. Бытие вещей состоит лишь в том, что они воспринимаются (esse est percipi). Объекты и ощущения не могут быть абстрагируемы друг от друга. По мнению Беркли, нет вообще ничего реально существующего, кроме принципиально непознаваемой субстанции духа, души и моего «Я». Иначе говоря, существует не больше того, что мы ощущаем. Представления (являющиеся отпечатками божественного духа в людях) суть действительность для нас в той мере, в какой не идет речь о сновидениях, фантазиях и т.п. Любое представление об отсутствующем предмете неотделимо от комплекса сопряженных чувственных восприятий (эту проблему Беркли считал неразрешимой для сенсуализма материалистического толка). В основе гипотезы о реальности материи, по его мнению, находится допущение, будто бы возможно, отвлекаясь от частных свойств вещей, конституировать абстрактную идею общего для них вещественного субстрата. Иначе говоря, в основе понятия «материя» лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для них вещественного субстрата. Но это, по Беркли, невозможно: у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или, по терминологии Беркли, «идей». Для вещей «быть» всегда означает «быть в восприятии». Но у нас не может быть, по Беркли, и общей отвлеченной идеи материи. Ее не может быть так же, как не может быть общей отвлеченной идеи пространства. В противоположность Локку, Беркли утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но никак не общую отвлеченную идею материи; в материи философия и наука не нуждаются. Эта идея, во-первых, излишня для познания, т.к. не может прибавить к свойствам вещей ни одного сверх тех, которые открывает в них чувственное восприятие. Она, во-вторых, не может объяснить, каким образом возникают наши ощущения и идеи. В-третьих, отвлеченная идея материи внутренне противоречива и потому невозможна. Беркли выступил против различения вторичных качеств и качеств первичных: все качества без исключения – вторичные. Их бытие целиком сводится к их способности быть воспринятыми. Беркли считал, что это невозможно, поскольку наше восприятие всякой вещи без какого-либо остатка разлагается на восприятие определенной совокупности отдельных ощущений или «идей» («идея», по Беркли, – любая ощущаемая или воображаемая вещь). По его мнению, для ориентации в колоссальной совокупности ощущений («идей») люди должны соединять (на основании собственных ассоциативных связей) их разнообразные комбинации в единую последовательность с общим для нее словесным знаком. Он писал: «Если бы всякое отклонение считалось достаточным для образования нового вида или индивидуума, то бесконечное количество названий или их спутанность сделали бы самый язык непригодным для использования. Поэтому, чтобы избежать этого, как и других неудобств, понятных при некотором размышлении, люди комбинируют несколько представлений, которые получаются либо с помощью разных чувств, либо с помощью одного чувства в разное время или в разной обстановке, и относительно которых замечено, что они имеют некоторую природную связь – в смысле сосуществования или в смысле последовательности; все это люди подводят под одно название и рассматривают как одну вещь». «Идеи» пассивны, усваиваются бестелесной субстанцией – душой, которая способна воспринимать их (разум) либо воздействовать на них (воля).

 



 
PR-CY.ru