БЕРКЛИ Джордж Кренфилд - Страница 3

Критериями истинности суждений людей по поводу соответствия или несоответствия ощущений реальному положению дел у Беркли выступали следующие: «яркость» воспоминаний, «одновременность подобных восприятий» у нескольких «конечных» (человеческих) духов; преимущественная согласованность «идей» между собой; предпочтение той системы знаний, которая более легка для постижения, более обозрима) сродни  принципу «экономии мышления» конца XIX в.); соответствие наших восприятий восприятию Божественного существа. Все «идеи» существуют, по Беркли, только в душе – не только наши мысли и страсти, но также и различные ощущения. «Идеи» не могут быть подобиями внешних вещей, о которых обычно думают, будто они существуют вне духа, они могут быть схожи лишь с «идеями», а не с вещью, существующей независимо от духа. Таким образом, Беркли, отвергнув бытие материи, признавал существование только духовного бытия. При этом всю область духовного бытия он делил на две части: на «идеи» и на «души». Содержание наших ощущений и восприятий совершенно не зависит от нас. «Когда я открываю глаза при полном дневном свете, – писал Беркли, – то не от моей воли зависит – выбрать между видением или невидением, а также определить, какие именно объекты представятся моему взгляду; то же самое относится к слуху и другим ощущениям: запечатленные идеи – не создания моей воли». Напротив, «души», по Беркли, в отличие от «идей», деятельны, активны, могут быть причиной. Он признавал множественность духовных субстанций и «бесконечного духа» – Бога. При гибели всех воспринимающих субъектов вещи сохранились бы как сумма «идей» у Бога. Отвергая идею Локка о первичных и вторичных качествах, Беркли провозгласил всякие качества вторичными, т.е. субъективными. Полемизируя с мировоззрением Ньютона, он утверждал, что необходимо «научиться понимать язык Творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причинами». Тем самым Беркли вносил в свое учение ряд оговорок, чтобы избежать неизбежные для него выводы, ведущие к солипсизму: хотя вещи (т.е. суммы «идей») существуют лишь как предмет восприятия, воспринимающий субъект существует в мире не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринимаема другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто – они продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме Бога, а Бог – такой субъект, который, вечно существуя, не может исчезнуть. Поэтому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей. Именно Бог, согласно Беркли, «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содержание ощущений, возникающих у них при созерцании мира и отдельных вещей. Тем самым его учение сближалось с учением неоплатоников. Однако Беркли не ограничился выступлением против атеизма и материализма в философии. Используя слабые стороны современного ему метафизического и механистического материализма, а также недостаточную четкость некоторых понятий новой математики, он выступил против материализма и передовых идей в науке. Так, в математике Беркли ополчился против созданного Лейбницем и Ньютоном исчисления бесконечно малых чисел. В физике современной  ему эпохи он критиковал те понятия, которые связаны с признанием существования материи, а также с признанием причинности и пространства. В идейной борьбе, происходившей в первой половине XVIII в., Беркли выступал активным сторонником капиталистических, а не феодальных ценностей, разделяя убеждение, что источником всего богатства мира выступает труд. Его учение не только в современную ему эпоху, но и в XX в. оказалось идейной опорой для теорий субъективного идеализма. Беркли изложил учение чрезвычайно ясно; в позднейших буржуазных идеалистических течениях – эмпириокритицизме и других – оно было облечено в крайне запутанную, схоластическую форму. Ни одну дискуссия о материи и сегодня нельзя представить без упоминания Беркли. Любая полемика по проблемам зрительного восприятия как аспекта процесса познания, по вопросам роли абстракций и всеобщих языковых понятий необходимо предполагает учет его воззрений. Кажущееся неразрешимым противоречие, сформулированное Беркли и утверждающее, с одной стороны, существование тел независимо от ума и невозможность миропредставления людей по-иному, чем посредством духа, с другой – породили, по-видимому, всю кантианскую линию в философии. Именем Беркли назван приморский город с США, где расположен Калифорнийский университет.



 
PR-CY.ru