БИБЛИОТЕКИ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА - Страница 12

Кроме того, в нее были переданы рукописи из Новгородсеверского, Спасского, Максановского, Елецкого и других монастырей, а также книги, отобранные у раскольников. Однако многие рукописи были утрачены. М.И. Лилеевым было составлено «Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской семинарии» (1880 г.). Библиотека Смоленской семинарии владела старинными рукописями. Библиотека Харьковской семинарии получила библиотеку и архив бывшего в Харькове духовного коллегиума (с 30-х годов XVIII в.), который был просветительским центром Слободской Украины до учреждения в ней университета. Библиотека Рязанской семинарии обязана главным образом преосвященному Симону Лагову (конец XVIII в.), который не только изыскивал для нее средства, но и передал ей свою довольно значительную библиотеку. Из пожертвований других лиц заслуживают упоминания: воронежского епископа Иннокентия Полянского и ректора архимандрита Афанасия (1838 г.). Библиотека Нижегородской семинарии получила книжное собрание архиепископа Иакова, в том числе несколько рукописей, относящихся к расколу. Библиотека Московской семинарии разделила с Московской академией книжное наследство после славяно-греко-латинской академии. Библиотека Владимирской семинарии, в состав которой вошла библиотека бывшей Переяславской семинарии, получила особенно щедрые дары от епископа Платона после его смерти (1761 г.; латинские книги) и архимандрита Модеста (в начале XIX в.). Еще в 1806 г. она насчитывала 3 909 названий. Сведения о рукописях, относящихся к расколу, даны в ст. К. Надеждина («Православное Обозрение» 1867–1868 гг.), о некоторых других – в «Библиологическом словаре» Строева. Библиотека Тверской семинарии имеет в основе библиотеку архиепископа Феофилакта Лопатинского. В ней были старинные рукописи, акты и старопечатные книги (Д. Скворцов, «Замечательный рукописи Феофилакта Лопатинского в Тверской семинарской библиотеке»; 1891 г.). Библиотека Ярославской семинарии получила книжное собрание митрополита Арсения Мацеевича, в том числе 12 томов его рукописных сочинений. В ней были и другие древние рукописи и документы («Библиологический словарь» Строева). Из позднейших пожертвований была особенно ценной библиотека архиепископа Нила. Библиотека Псковской семинарии образовалась из библиотек Псковских епископов: Симона Тодорского, Гедеона Криновского, Иннокентия Нечаева и др. Она имела и рукописи («Библиологический словарь» Строева). Библиотека Новгородской семинарии содержала в себе много рукописей и документов от XVI в. Библиотека Олонецкой семинарии получила библиотеку архиепископа Игнатия, в том числе рукописи, например, писцовые книги Обонежской пятины XVII в. Библиотека Вологодской семинарии имела собрание рукописей, в числе которых были и пергаменные («Библейский словарь» Строева). Библиотека Вятской семинарии получила книжные собрания архимандрита Иеронима и архиепископа Вятского Агафангела. В Пермскую семинарию поступила библиотека пермского архиепископа Неофита. Библиотека Архангельской семинарии, заключавшая в себе библиотеку холмогорского архиепископа Афанасия, обладала значительным собранием (264 наименования) рукописей (начиная с ХIII в.). Значительными собраниями рукописей и документов, относящихся, главным образом, к истории местного края, обладали библиотеки западнорусских семинарий: Волынской, Подольской, Могилевской и Литовской. Заслуживают упоминания и библиотеки римско-католических духовных учебных заведений, особенно библиотека Санкт-Петербургской духовной академии (50 тыс. томов), имевшая в своей основе библиотеку Виленской академии, составленную из книг Виленского университета и главной семинарии и в 1842 г. перевезенную в Петербург, а также библиотека Житомирской семинарии, образовавшаяся из бывших монастырских коллекций края и библиотеки Каменец-Подольской семинарии. Особую группу составляют библиотеки, служившие не научным, а образовательным и просветительным целям. Они назначались отчасти для духовенства с целью дать ему возможность продолжать и восполнять свое богословское образование, отчасти – для народа. Сюда относятся так называемые епархиальные библиотеки, назначенные для пользования не только духовенством епархии, по и лицами всех званий. Такие библиотеки были в Курске, Астрахани, Владимире, Смоленске.

 



 
PR-CY.ru