Словарь по христианству Б БАХАИ РЕЛИГИЯ

БАХАИ РЕЛИГИЯ

БАХАИ РЕЛИГИЯ, Бехаизм (устар.), бахаизм, вера бахаи – религиозное движение, основанное Бахауллой (Мирзой Хусейном Али Нури) в Иране, в середине XIX в. и в настоящее время распространившееся по всему миру. Своими последователями рассматривается как последняя из мировых монотеистических религий откровения; среди учёных существует широкий спектр мнений относительно характера этого движения: от исламско-синкретической секты до новой мировой религии. Бахаи религия зародилась на почве мессианских ожиданий в недрах шиитского ислама. 23 мая 1844 г. в г. Ширазе (Иран) Сейид Али Мохаммад объявил о своей пророческой миссии и принял титул «Баб» («Врата»), от которого происходят и термины бабизм и бабиты (последователи Баба). Баб, о чём свидетельствуют его многочисленные писания, рассматривал свою миссию как подготовительную к пришествию вслед за ним более великого пророка, названного «Тем, кого (про)явит Бог» и «солнцем, в сравнении с которым все прежние пророки были только звёздами». Баб учил, что когда этот пророк явится, то именно ему будет принадлежать абсолютная власть подтверждать или отменять, «связывать или развязывать». В наиболее известном труде Баба «Персидский Байан» упоминание «Того, кого проявит Бог» встречается почти на каждой странице. То обстоятельство, что этот труд остался наполовину незаконченным, по мнению английского исследователя бабизма Эдварда Брауна, было призвано служить постоянным символическим напоминанием о том, что откровение, которое получил Баб, не конечно, и его последователи должны ожидать «Того, кого проявит Бог», и каждое предписание «Байана» призвано служить вечным напоминанием о «Том, кого проявит Бог». Откровения Баба и Бахауллы при относительной самостоятельности рассматриваются как части более общего целого, именуемого «Двойным Богоявлением». Проповедническая деятельность Баба и его последователей в Иране столкнулась с жестоким сопротивлением и преследованием со стороны мусульманских богословов и духовенства, что привело к заточению Баба в темницу и казни в городе Тебризе 9 июля 1850 г. После смерти Баба его община пребывала в постоянном ожидании обещанного им учителя. Обозначив временные рамки его появления предельно широко, от относительно близкого будущего до момента, отстоящего на 2001 год от начала его собственной миссии, Баб указал на некоторые условия, связанные с данным событием: оно будет неожиданным, застанет многих врасплох и явится испытанием. Единственным доказательством истинности грядущего пророка будут его богодухновенные стихи, где бы и когда бы тот ни объявил себя, он должен мгновенно, без малейших сомнений, быть признан бабитами, его признание есть составная часть их завета с Бабом. Он также утверждал, что истинность любого, кто назовёт себя мессией, следует без колебаний признать, оставив суд Богу, т.к. не дело людей судить о нём. Новые гонения на бабитов начались после неудачного покушения на шаха Насир ад-Дина, совершённого в августе 1852 г. двумя молодыми бабитами, которые пытались отомстить за казнь Баба.

 



 
PR-CY.ru