Словарь по христианству А АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ

АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ

АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ – христианские писатели II–III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры. Распространение христианства ко II в. среди всех слоёв населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической точки зрения христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religio illicita), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegia illicita), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как святотатство (sacrilegium). В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник императора Марка Аврелия) и Цельс, автор направленного против христиан сочинения «Истинное слово» (около 178 г.). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний. Задача апологетов состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т.д. Прежде всего, раннехристианские апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял церковь в том, что она является угрозой государству. Подчёркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует спокойствию и благополучию как императора и государства, так и общества в целом. Во-вторых, раннехристианские апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире. Они не просто опровергали аргументы философов, но и показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, многие раннехристианские апологеты в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, они опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и проч.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, раскрывали перед языческим миром христианское понимание Священного Писания, при этом отмежёвываясь от «ветхого Израиля» – иудейства. Деятельность раннехристианских апологетов отчасти уже была подготовлена эллинистическим иудаизмом: Филону Александрийскому принадлежали такие сочинения (несохранившиеся), как «Основания» и «Апология в защиту иудеев». Иосиф Флавий написал апологию «О древности иудейского народа, против Апиона», оказавшую влияние на некоторых раннехристианских апологетов. Апологетическая тематика присутствует в Новом Завете (см., например, Деян. 14:15–17; 17:22–31; Рим. 1:18–32) и в творениях мужей апостольских. Однако в отличие от мужей апостольских, которые обращались преимущественно к христианам, раннехристианские апологеты адресовали свои творения языческой аудитории, что наложило отпечаток на круг рассматриваемых ими проблем. Наиболее древними из греческих раннехристианских апологетов считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христианской веры к императору Адриану (117–138 гг.).

 



 
PR-CY.ru