АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ - Страница 4

Список раннехристианских апологетов, писавших на латинском языке, открывают римский адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» и Тертуллиан (160–220 гг.) сочинением «К язычникам» в двух книгах. Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» («Божественные древности»), в которой содержится критика римской религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога. Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (около 197 г.), адресованный римским наместникам в Африке. В этом сочинении Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка». В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства». Тему о душе как «христианке по природе», затронутую в «Апологетике», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» («De testimonio animae»; 197 г.). В отличие от греческих раннехристианских апологетов II в. Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христианской веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из других апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание к Скапуле, проконсулу Африки (212 г.), а также трактат «Против иудеев» (между 198 и 206 гг.), написанный под влиянием «Диалога с Трифоном иудеем» Иустина Философа. В середине III в. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов» («De idolorum vanitate»), в которой доказывает, что языческие божества суть не что иное, как цари, которым после смерти начали воздавать поклонение. В «Книге к Деметриану» («Ad Dеmetrianum», около 252 г.), направленной против некоего Деметриана, обвинявшего христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий. Антииудейской полемике Киприан посвятил «Три книги свидетельств» («Testimoniorum Libri III», около 249 г.). Среди поздних латинских раннехристианских апологетов исследователи упоминают Арнобия Старшего (ум. около 330 г.), автора семи книг «Против язычников» («Adversus nationes»; конец III – начало IV вв.), из которых первые две апологетические, остальные – полемические, и Лактанция (около 250 – 330 гг.), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в семи книгах («Divinae institutiones»; 304–313 гг.).

 



 
PR-CY.ru