АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ - Страница 2

Около 140 г. был записан «Диспут Ясона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение, фрагменты которого сохранились в апологии Оригена «Против Цельса», является наиболее ранним из дошедших до настоящего времени сочинений, целиком посвящённых антииудейской полемике. Самый известный из греческих раннехристианских апологетов II в. – мученик Иустин Философ (ум. в 166 г.). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ. Евсевий Кесарийский приписывает ему восемь сочинений, из которых сохранились и достоверно принадлежат ему только три: первая и вторая «Апологии» (около 150 и 161 гг.) и «Диалог с Трифоном иудеем» (около 135 г.). Первую «Апологию» Иустин адресовал императорам Антонину Пию (138–161 гг.) и Марку Аврелию (161–180 гг., соправитель с 147 г.), вторую – римскому сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещённых римских самодержцев. Первая «Апология», кроме того, содержит изложение христианского вероучения и первое описание таинств крещения и евхаристии в древней церкви. «Диалог с Трифоном иудеем» представляет собой запись диспута Иустина с учёным раввином Трифоном. В этой первой обширной апологии против иудаизма выражены три основные идеи: временное значение Ветхого Завета в отличие от вечного и непреходящего смысла заповедей Нового Завета; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христианских народов, составивших Новый Израиль. Апологетический характер носит также речь Иустина, сохранившаяся в составе его «Мученичества». У Евсевия есть свидетельство об Аполлинарии, епископе Иерапольском, обратившемся с речью к императору Марку Аврелию. Ему же принадлежали и другие апологетические сочинения: «К эллинам» в пяти книгах, «Об истине» в двух книгах и две книги «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал две книги против эллинов, две книги против иудеев и апологию христианской философии. Ученик Иустина Татиан (около 120 – 185 гг.) до своего уклонения в ересь написал «Речь к эллинам» (после 165 г.), в которой подверг уничижительной критике всю языческую культуру. Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере.

 



 
PR-CY.ru