АДВАЙТА-ВЕДАНТА

АДВАЙТА-ВЕДАНТА (веданта недвойственности) – первая религиозно-философская школа, сложившаяся в рамках веданты. Вместе с тем адвайта-веданта обычно считается вершиной инд. религиозной традиции, своего рода квинтэссенцией индийской мудрости; только здесь центральный тезис упанишад о единстве атмана (внутреннего духовного начала) и Брахмана (высшего божества) понимается как их абсолютное тождество. Некоторые идеи адвайта-веданты были намечены уже у Гаудапады (VI в.), однако завершённую и систематизированную форму они обрели в учении Шанкары (VII–VIII вв.) Сохраняя наиболее тесную связь со священной традицией Вед, адвайта-веданта стремилась преодолеть расхождения между «речениями о тождестве» и «речениями о различии», т.е. примирить представление о едином Брахмане как о «материальной» («упадана») и «действующей («нимитта») причине мира с утверждением о его неизменности и неразделимости. Выходом из этого противоречия стала своеобразная концепция причинности, а также связанное с ней представление о различных уровнях реальности и знания, близкое буддийским доктринам. В рамках общей для веданты теории «саткарья-вада» (следствие имплицитно заложено в причине и ею полностью определяется) адвайта-веданта выдвинула концепцию так называемой «виварта-вады», или учения о видимости, иллюзорности, согласно которому вселенная обязана своим феноменальным существованием майе – завесе, или волшебной иллюзии. Подобно тому, как верёвка в руках факира кажется змеёй, а раковина может издали представляться куском серебра, многообразные свойства мира лишь временно «накладываются» на неизменную и единственно истинную основу – Брахман. Такое наложение («адхьяса»), или майя, выступает как творящая сила («шакти»), или оборотная сторона самого Брахмана, и именно она подвержена изменениям и трансформации. Высший Брахман лишён каких бы то ни было свойств (это так называемая «Ниргуна», т.е. «Бескачественный» Брахман), он вечно остаётся самотождественным и единым. В своём «сокрывающем» аспекте майя есть не что иное, как авидья («неведение»), – не просто невежество или ложное знание, но вообще единственно доступный нам способ восприятия и вместе с тем способ существования профанического мира. Иначе говоря, с точки зрения «высшей истины» («парамартхика-сатья») с Брахманом вообще ничего не происходило, творения мира не было, а сам Брахман остаётся неизменной и единственной реальностью («caт»); на этом уровне «высшей истины» Брахман абсолютно тождествен чистому атману, или чистому сознанию («чит»). Такой атман-Брахман, лишённый качеств и атрибутов («ниргуна»), вообще не может рассматриваться по принципу субстанции, – это, скорее, чистая основа сознания, которая никогда не может выступать объектом ни для себя, ни для какого-то иного сознания. На уровне же «профанической», «практически-удобной» истины («вьявахарика-сатья») пребывает вся сфера природного мира, т.е. сфера майи-авидьи. Только здесь, внутри эмпирического мира, существует множественность индивидуальных душ («джива»), и только внутри него реален персонифицированный Бог-творец Ишвара, который в адвайта-веданте считается «Сагуна-Брахманом», или «Брахманом, наделённым качествами».

 



 
PR-CY.ru