АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ - Страница 3

Иерархическая структура христианской общины в указанных памятниках состоит из степеней епископа, пресвитера, диакона, исповедника, чтеца, пребывающих в девстве и целителя. Кроме того, степени иподиакона, вдовицы и диаконисы имеют второстепенное значение, что видно из непостоянства их положения при сопоставлении разных источников. Эта структура близка к устройству Александрийской церкви первой половины III в. в описаниях Климента Александрийского и Оригена, но далека от иерархического устройства Римской церкви того же периода в описании папы Корнелия: степень иподиакона здесь весьма высока, есть степени аколуфа и привратника, целитель имеет наименование экзорциста, чтец занимает предпоследнюю позицию в иерархической лестнице. Евхаристическое собрание описано в Апостольском предании дважды: в связи с чинами епископской хиротонии и крещения. Литургия верных состоит из следующих частей: после общих молитв и лобзания мира диаконы приносят приношения к предстоятелю, который возлагает руки на дары, потом читается анафора, возможны также приношение и благословение елея, сыра и маслин, затем следует преломление Святого Хлеба, причащение и благодарение. В Апостольском предании литургия ещё не вполне отделена от трапезы (что свидетельствует о её архаичности), на это указывают возможность благословения пищи сразу после анафоры и вкушение воды, молока и мёда вместе со Святыми Таинами в чине крещальной литургии. Анафора Апостольского предания по структуре соответствует частично анатолийскому, частично александрийскому типам. Её порядок: вступительный диалог (с приветствием: «Господь с вами», как в александрийских анафорах); praefatio, содержащее благодарение Богу через Его «Отрока Иисуса Христа» (такое именование Христа, неоднократно встречающееся в Апостольском предании, характерно для раннехристианского богословия), а также повествование о сотворении мира и о домостроительстве спасения; institutio; анамнесис; эпиклеза, содержащая прошение о ниспослании Святого Духа на приношение Святой церкви и о даровании всем причащающимся исполнения Духа Святого; заключительное славословие. Анафора не содержит Sanctus (Чезаре Джираудо объясняет это тем, что она восходит к межзаветным трапезным благословениям). Эта евхаристическая молитва является одной из древнейших (если не самой древней) из сохранившихся анафор. В переработанном виде анафора Апостольского предания входит в состав традиционных анафор Эфиопской церкви (анафоры апостолов и «Завещание Господа нашего Иисуса Христа»); к ней близка анафора, приписываемая Епифанию Кипрскому. Кроме текста анафоры в Апостольском предании (в описании крещальной литургии) приводятся также литургические формулы, сопровождающие причащение Святых Таин; в частности, при преподаянии Тела Христова епископ говорит: «Хлеб Небесный во Христе Иисусе», а причащающийся отвечает: «Аминь» (святые Дары несколько раз названы в Апостольском предании «antitypum»). Апостольское предание упоминают о ежедневном причащении дома, а по воскресеньям – в церкви, о евхаристическом посте; указывают на необходимость благоговейного обращения со Святыми Дарами.

 



 
PR-CY.ru