АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ - Страница 4

В Апостольском предании подробно изложены все этапы христианского посвящения. В его описании исследователи выделяют две части. Первая содержит указания относительно порядка принятия в число оглашенных, который является испытанием чистоты намерений будущих катехуменов; излагаются также различные требования и ограничения в отношении социального статуса кандидатов. Вторая часть посвящена предписаниям о трёхлетнем периоде оглашения и о самом чине крещения, миропомазания и крещальной литургии. Во второй части в отличие от первой версии первоисточников Апостольского предания часто не согласуются. В источниках говорится о возложении рук на оглашаемых в конце каждой огласительной беседы, а также об экзорцизме в конце огласительного периода, но только в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» приводятся два соответствующих текста, читаемых с руковозложением: молитва, произносимая епископом или пресвитером над оглашаемыми в период их обучения, и пространная формула экзорцизма, которую произносит над оглашаемыми епископ перед самим крещением. Далее памятники указывают крестить неофитов ранним утром в воскресенье, предваряя таинство бдением в течение всей ночи. Только «Каноны Ипполита» и «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» предписывают совершение после экзорцизма чина сочетания с Богом, имеющего вид признания крещаемым власти Бога, Единого в Троице. Все памятники указывают, что епископ молится над водой (которая по возможности должна быть проточной), а также освящает два вида елея – «елей заклинания» и «елей благодарения» (соответствует св. миру; священник Пётр Бубуруз неправильно перевёл его название как «елей действия благодати»). Непосредственно перед крещением совершается чин отречения от дьявола, сопровождаемый помазанием крещаемого елеем заклинания. В описании способа произнесения крещального Символа веры источники Апостольского предания разделяются на две группы. Согласно тексту Веронского палимпсеста, «Завещанию Господа нашего Иисуса Христа» и «Канонам Ипполита», Символ произносит пресвитер в виде трёх вопросов, на каждый из которых крещаемый, стоя в купели, даёт утвердительный ответ. Согласно прочим источникам, Символ от начала до конца в утвердительной форме произносит диакон, стоя в воде вместе с крещаемым, после чего тот трижды исповедует своё согласие. Вслед за каждой из трёх частей Символа епископ или пресвитер погружает крещаемого в воду. Все версии Апостольского предания упоминают о двух послекрещальных помазаниях, каждое из которых сопровождается соответствующими формулами. Одно (помазание «елеем благодарения») совершает пресвитер сразу после крещения, другое, как правило, предписывается совершать епископу в церкви (ecclesia), это помазание предваряется епископским руковозложением и чтением молитвы о даровании новокрещёному дара Святого Духа, завершается всё лобзанием новокрещёного епископом. Вслед за крещением и помазаниями сразу совершается литургия. Причащение за этой литургией сопровождается так называемым чином священных чаш (между причащением Телу и причащением Крови Христовым вставлено вкушение от чаши с водой и от чаши с молоком и мёдом, символизирующих омовение и вступление в землю обетованную); указания разных версий Апостольского предания в этом месте не совпадают.

 



 
PR-CY.ru