АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 23

Традиционная армянская духовная музыка монодична и не предполагает инструментального аккомпанемента. Её основным жанром является шаракан. Этот термин, происходящий от корня шар (ряд), используется в нескольких смыслах; чаще всего он обозначает песнопение на небиблейский текст, т.е. синонимичен терминам « духовная песнь» или « духовный гимн» . В трудах средневековых историков Агафангела, Корюна, Егише, Мовсеса Хоренаци и Лазара Парпеци упоминаются псалмопение, духовные песни, песни благословения и песни благодарения как наиболее распространённые певческие жанры раннего армянского богослужения. Согласно историку XIII в. Киракосу Гандзакеци (который, вероятно, опирался на не дошедшие до настоящего времени более ранние источники), как слова, так и напевы первых шараканов были сочинены основоположниками армянской письменной культуры, святыми переводчиками Месропом Маштоцем и Сааком Партевом. В ряду авторов ранних шараканов Киракос называет также выдающихся деятелей V–VII вв. Мовсеса Хоренаци, католикоса Ованнеса Мандакуни, Ананию Ширакаци и др. Однако исследователи полагают, что сообщаемые Киракосом сведения неточны, и жанр шаракана начал развиваться в Армении не ранее второй половины VII–VIII в. Из гимнографов VII в. известны также католикос Саак Дзорапореци и Барсег Тчон, составивший первый сборник армянских песнопений. Шараканы, принадлежащие к архаическому пласту армянской духовной гимнодии (т.е. традиционно приписываемые авторам V–VII вв.), – это преимущественно тексты небольшого объёма, без рифмы, весьма простые с точки зрения как музыкального, так и поэтического языка. Тексты такого рода иногда обозначались термином «кцурд», образованным от глагола «кцэл» («прилагать»), они прилагались к отдельным стихам псалмов или библейских песней в виде их краткого пересказа или сжатого комментария к ним. Архаические шараканы-кцурды в большинстве своём построены по единому формообразующему принципу: состоят из трёх (реже шести или девяти) строф, каждая из них делится на три законченные музыкально-поэтические фразы. Первые две из них составляют повествовательную, тогда как третья – вероучительную часть строфы. В повествовательной части раскрывается тема праздника, которому посвящён данный шаракан, а вероучительная представляет собой обобщенную формулу – обращение к Богу, святым (прошение) или молящимся (увещание к молитве). Вероучительная формула в неизменном виде или с теми или иными вариациями может переходить из одного шаракана в другой и часто используется в качестве рефрена. Музыка архаических шараканов основана на армянской разновидности системы осмогласия (ут-дзайн). В нотном примере показаны ладовые звукоряды всех восьми гласов; целыми нотами отмечены функционально значимые тоны – доминирующий тон, или реперкусса, полукадансовый тон (т.е. тон, завершающий фразы повествовательной части строфы) и кадансовый тон, или финалис (тон, завершающий вероучительную часть). Ввиду того что традиционные армянские звукоряды не темперированы, высотные соотношения могут быть переданы в нотах лишь приблизительно.

 



 
PR-CY.ru