АРМЯНСКИЙ ОБРЯД - Страница 22

В современном месяцеслове присутствует около 400 имён: библейские святые (89, включая Небесные Силы), вселенские святые первых пяти веков христианства, армянские святые IV–XIV вв. (более 60), среди них: преподобные Антон и Кронид, сподвижники Григория Просветителя и основатели монастыря Иоанна Предтечи в Тароне (ум. в 355 г.; память в пятый понедельник после Воздвижения), мученики Саргис с сыном Мартиросом и 14 воинов (IV в.; память в субботу после Начального поста), мученица Шушаника (V в.; память во вторник недели Варагского поста, в византийской традиции – 28 августа), мученики Саак и Амазасп Арцруни (ум. в 785 г.; память в четверг после праздника Варагского Креста), святитель Григор Нарекаци (ум. в 1003 г.; память вместе со святыми Переводчиками в субботу четвёртой недели после Воздвижения). Постными днями, имеющими покаянный характер и посвящёнными поминовению усопших, являются все среды и пятницы (кроме сред и пятниц периода Пятидесятницы и попразднств Богоявления, Пятидесятницы, Преображения и Успения), будние дни Великого поста (кроме суббот и воскресений), а также дни девяти малых постов (всего в году около 117 постных дней). В случае совпадения Господнего праздника и поста отмечается праздник. Из многодневных постов наибольшую продолжительность имеет Великий. Пост перед праздником Богоявления (Йиснакац), первоначально продолжавшийся пятьдесят дней, в настоящее время сокращён до одной недели (15–21 ноября). По пять дней (с понедельника по пятницу) продолжаются посты перед Преображением, Успением и Воздвижением. Так же устроены: Начальный пост; три поста накануне наступления времён года: лета (пост пророка Илии), осени (пост Варагского Креста), зимы (пост св. Иакова Нисибинского); пост Григория Просветителя перед праздником обретения его мощей. В продолжение трёх последних постов по понедельникам, вторникам и четвергам дозволяется празднование памятей святых. Поминовение усопших кроме ежедневных заупокойных молитв нарочитым образом совершается в ААЦ в последний четверг перед Великим постом, а также на второй день праздников Пасхи, Преображения, Успения и Воздвижения Креста. Формирование церковнопевческой традиции ААЦ происходило на основе древней армянской музыкальной культуры, однако сведения об армянской музыке дохристианского времени крайне скудны. Судя по « Истории Армении» Мовсеса Хоренаци и по трудам некоторых других раннесредневековых историков, опиравшихся на древние источники, музыканты дохристианской Армении подразделялись на випасанов – поэтов и певцов, исполнявших, главным образом, героические сказания, и гусанов – создателей любовной лирики. Исследователи полагают, что музыкально-поэтическое искусство языческой Армении развивалось под персидским влиянием, что музыкальная составляющая армянского обряда испытала на себе влияние музыки армянского языческого жреческого богослужения.

 



 
PR-CY.ru