АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 31

Официальные отношения Армянской церкви с Российским государством установились в 60-х гг. XVIII в., при католикосе Симеоне I. Он направил в Санкт-Петербург миссию во главе с вардапетом Давидом, доставившую императрице Екатерине II ценные дары (частицы мощей Иоанна Крестителя, Рипсиме, Георгия Победоносца и частицы Ноева ковчега). Указом от 30 июня 1768 г. Эчмиадзинский католикос получил право юрисдикции над всеми армянами России. В Астраханскую епархию входили все армянские общины на территории Российской империи – от Моздока и Кизляра до Санкт-Петербурга и Москвы. Ее возглавил деятельный архиепископ Иосиф Аргутинский-Долгорукий (1773–1800 гг.), преемниками которого были архиепископы Епрем Дзорагехци (1800–1809 гг.) и Ованнес Акопян (1809–1829 гг.). В 1809 г. на территории Дунайских княжеств, занятых русскими войсками во время войны с Османской империей (1806–1812 гг.), царским указом была образована особая армянская епархия (армянская Молдавская епархия существовала и ранее, с 1401 по 1686 гг.). После заключения мирного договора (1813 г.) в ее юрисдикцию вошли армянские общины Бессарабии (400 приходов и 5 храмов). Во главе епархии встал епископ Григор Закарян, которого в 1828 г. сменил архиепископ Нерсес, в следующем году принявший под свою власть и овдовевшую Астраханскую кафедру. По Туркманчайскому договору 1828 г. Ереванское и Нахичеванское ханства вместе с Эчмиадзином были преобразованы в Армянскую область и вошли в состав Российской империи. Более 40 тыс. армян переселились туда из Персии. Указом императора Николая I от 30 апреля 1830 г. армянские епархии на территории России (за пределами Закавказья) были реорганизованы: в ведении Астраханского епископа остались Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Средняя Азия, в то время как остальные области, включая Дон, Крым, Малороссию и Новороссию, Москву и Санкт-Петербург, вошли в новообразованную Новонахичеванскую и Бессарабскую епархию с центром в Кишиневе (в 1858–1879 гг. резиденция епископа временно находилась в Феодосии; в Нахичевани-на-Дону с 1862 г. действовало викариатство). Во главе Новонахичеванской епархии стояли архиепископ Нерсес Аштаракеци (до 1843 г., затем избран католикосом), архиепископ Маттеос (1843–1857 гг.), брат художника И. Айвазовского вардапет Габриэл Айвазян (1857–1865 гг.), архиепископы Геворг (1865–1879 гг.), Макар (1879–1885 гг., затем избран католикосом), Григор Саганянц (1887–1896 гг.), Нерсес (1897–1917 гг.). В 1906 г. в этой епархии насчитывалось 58 храмов и около 114 тыс. прихожан. Астраханскую епархию возглавляли архиепископы Серовбе (1830–1862 гг.), Маттеос (1863–1866 гг.), Геворг Вагапетян (1867–1882 гг.), епископ Сукиас (1883–1885 гг.), архиепископ Аристакес Сетракян (1886–1906 гг.), епископы Мхитар (1907–1915 гг.) и Месроп (1916–1917 гг.). В 1909 г. здесь было 5 храмов и молитвенных домов и около 60 тыс. прихожан. Деятельность Армянской апостольской церкви в России регламентировало подписанное 11 марта 1836 г. императором Николаем I «Положение» («Свод законов Армянской Церкви») из 10 глав и 111 статей. Армянская церковь официально называлась в этом документе «Григорианской» или «Просветительской» (по имени Григория Просветителя). Однако это наименование, вошедшее в России в широкое употребление, является неприемлемым для Армянской апостольской церкви. «Положение» определяло структуру церковного устройства: приходские общины самостоятельно избирали иереев и ктиторов; епископы, избиравшиеся католикосом и утверждавшиеся царским правительством, управляли епархиями с помощью подчиненной им консистории; главой церкви провозглашался Верховный патриарх и католикос всех армян, избираемый на всенародном собрании светскими и духовными делегатами и утверждаемый императором.

 



 
PR-CY.ru