АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ Египетский - Страница 3

Впрочем, он вел много душеспасательных бесед и давал полезные наставления. Некоторые из них были записаны и стали потом широко известны. Антоний говорил, что в земной жизни цена покупаемой вещи бывает равной тому, что она стоит, и не более того, что получает продавец. Но обетование вечной жизни приобретается за слишком малую цену: оно дается нам за жизнь краткую и временную. Если бы даже мы прожили, трудясь на служении Богу, восемьдесят или сто лет, все же в будущей жизни нам предстоит царствовать не какое-либо ограниченное время, но вечно, и не землю мы получим в обладание, а небо. Поэтому отрекшиеся от мира не должны думать, что они оставляют нечто великое, ибо по сравнению с небесными благами вся земля ничтожна и мала. Все земные богатства и без того будут отняты у нас смертью, поэтому христиане не должны заботиться о том, чего, умирая, не смогут взять с собой. Гораздо лучше (и разумнее) всеми силами души стремиться к тому, что возводит нас после смерти на небо: к премудрости, к целомудрию, справедливости, добродетельной жизни, нищелюбию и твердой вере во Христа. Особенно подробны были наставления святого относительно борьбы с демонами: «Самим Богом указано нам с неослабным вниманием следить всегда за тем, что происходит у нас в душе, потому что у нас есть очень хитрые в борьбе враги – разумею демонов – и нам, по словам апостола, предстоит непрестанная борьба с ними… Прежде всего, мы должны твердо помнить, что не Бог виновник зла, и что демоны сделались злыми не по Его воле: такая перемена в них произошла не по природе, а зависела от их собственной воли… Велика злоба бесов против всех христиан, в особенности же – против иноков и девственниц Христовых: они всюду расставляют им в жизни соблазны, силятся развратить их сердца богопротивными и нечистыми помыслами. Но никто из вас пусть не приходит от этого в страх, так как горячими молитвами к Богу и постом бесы немедленно изгоняются… Поверьте моему опыту – для сатаны страшны бодрствования живущих по воле Божией людей, их молитвы и посты, кротость, добровольная нищета, скромность, смирение, любовь, сдержанность, больше же всего – их чистосердечная любовь ко Христу…» Во время гонения императора Максимина (311 г.) Антоний вместе со многими монахами ходил в Александрию, чтобы ободрить христиан, ухаживая за мучениками, поддерживая в них веру, сопровождая на суд и на казнь, и никто из гонителей не поднял на него руку. Но когда гонение стихло, он ушел еще дальше – на берег Красного моря, время от времени посещая Фиваиду, где появились его последователи. Антоний стал тяготиться посетителями, т.к. их многочисленность препятствовала ему пребывать в излюбленном безмолвии. В 312 г. святой решил тайно удалиться еще дальше в пустыню. Он пристал к проходившему мимо купеческому каравану бедуинов и через три дня дошел до высокой горы, из-под которой вытекал источник воды. Поблизости росло несколько диких финиковых пальм. Антонию понравилось это место, он взял у спутников немного хлеба, распрощался с ними и поселился на этой горе в пещере. Однако братья вскоре узнали о новом месте его проживания и стали присылать ему хлеб. Не желая жить за счет труда других, Антоний вскопал поле, засеял его, провел воду и в дальнейшем имел свой хлеб и свои овощи.

 



 
PR-CY.ru