АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ Египетский - Страница 4

Антоний считал труд обязательной частью монашеского подвига. На новом месте ему также пришлось пережить упорную борьбу с бесами, которые всячески старались изгнать его. Но Антоний прогонял их молитвами и именем Христовым. Около 338 г. он снова приходил в Александрию по настойчивому приглашению Афанасия Великого для споров с арианами, поскольку ариане стали утверждать, что Антоний – их сторонник. Его появление оказывало, говорят, мощное воздействие на толпу. При огромном стечении народа и перед александрийским епископом Антоний проклял ариан, назвав их предтечами Антихриста. Совместно с Аммоном Нитрийским (умер около 350 г.) Антоний Великий организовал также монашескую общину в Келлиях. Утвердив таким образом православие и совершив множество чудесных исцелений, Антоний затем снова вернулся в пустыню, где и умер около 356 г., более ста лет от роду. Говорят, что о своей предстоящей кончине он знал заранее и заблаговременно предупредил учеников, которые в последние годы жили неподалеку от его келии у подножия горы. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет, он дал последние наставления и велел не открывать место своего погребения, опасаясь обоготворения. Хотя Антоний, прозванный Великим, не был первым пустынножителем, он признается первым ярким и принципиальным представителем пустынного жительства: «освятил монашескую отшельническую жизнь», верно угадав дух эпохи. Вокруг него толпилось много учеников-пустынников, но эта свободная община перестала существовать в момент его смерти. То же самое случилось и с делом другого монаха – Иллариона из Палестины, что давало основание для определенных выводов. Монашество как институт могло держаться и развиваться только в рамках крепкой организации и железной дисциплины. Для одиночества нужны значительные духовные силы: большинство в нем дичало умственно и нравственно. Именно зрелище этого одичания заставило другого великого копта, современника Антония Великого, Пахомия, основать монашество общежительное (киновийное). Антоний Великий почитается и в католичестве, и в православии. Католики, в первую очередь, прославляют святого как чудесного исцелителя. Сейчас на месте жительства Антония и его учеников Макария и Аматаса на горе Кульзум расположен Антониев монастырь (Дейр-эль-Каддис-Антван). Сохранилось предание, что Антоний Великий состоял в переписке с императором Константином (323–337 гг.) и его сыновьями Констанцием и Константом (340–350 гг.). Его жизнь в скором времени стала считаться эталоном аскетического подвига. Краткие редакции составленного Афанасием Великим пространного «Жития» содержатся в «Лавсаике» и «Истории монахов». Упоминания об Антонии Великом есть у раннесредневековых историков церкви (Сократа Схоластика и Созомена, Руфина, Иеронима и др.). Удовлетворительный обзор по этому вопросу можно найти в последней главе исследования И.И. Троицкого «Обозрение источников начальной истории монашества» (Сергиев Посад, 1907 г.).



 
PR-CY.ru