АБСОЛЮТ - Страница 7

Один из крупнейших знатоков европейской философской терминологии, Мартин Хайдеггер (1889–1976 гг.), в своих беглых заметках обращает внимание на неоднозначность прочтения традиционной формулы «Gott ist das Absolute» («Бог есть Абсолют»), которая в зависимости от логического ударения «Бог есть Абсолют» или «Бог есть Абсолют», должна пониматься по-разному. «Первое предложение означает, что одному Богу принадлежит свойство быть Абсолютом. Второе, что из Абсолютности Абсолюта Бог в качестве Бога получает свою сущность». В другой работе Мартин Хайдеггер в качестве примера подлинного философствования приводит фрагмент B 108 Гераклита («Из тех, чьи речи я слышал, ни один не дошёл до познания, что мудрость есть от всего отрешённое» – перевод Александра Осиповича Маковельского) и замечает: «По-латински отрешённое – absolutum, нечто находящееся на своём собственном месте, являющееся впервые самим собою и образующее собственное место» («Die Grundbegriffe der Metaphysik»). При этом Мартин Хайдеггер справедливо отмечает, что между логосом Гераклита и Логосом Евангелия от Иоанна пролегла целая эпоха. Карл Ясперс (1883–1969 гг.) связывает абсолют с Богом, трансценденцией, – высшим и подлинным бытием, выраженным в языке «шифров». Альбер Камю (1913–1960 гг.) отмечает, что «ностальгия по Единому, стремление к абсолюту выражает сущность человеческой драмы. Но из фактического присутствия этой ностальгии ещё не следует, что жажда будет утолена». Парадоксальным образом Альбер Камю соединяет абсолют с нигилизмом абсолютной любви и абсолютного разрушения. «Нигилистом можно быть двояким образом, и каждый раз из-за непомерной жажды Абсолюта». В экзистенциализме католической ориентации Жак Маритен (1882–1973 гг.) считает, что смысл метафизики в утверждении человека в «вечном и абсолютном», отождествляет Бога с абсолютом и говорит о «трансцендентности абсолютного», связывая его с раскрытием экзистенциальной субъективности («я»), что, впрочем, не означает зависимости абсолюта от «я». Габриель Оноре Марсель (1889–1973 гг.) понимает Бога как «абсолютное Присутствие», или «абсолютное Бытие», которое недоступно определениям в отличие от «менее реального бытия», действительности или даже «я». Габриель Оноре Марсель считает: «Бог может быть дан как абсолютное Присутствие только в поклонении и любви; любая идея... будет лишь абстрактным выражением, интеллектуализацией этого присутствия (présence)».

 



 
PR-CY.ru