АБСОЛЮТ - Страница 6

В современной философии тема абсолюта продолжает привлекать внимание. Она становится одной из центральных в английском неогегельянстве (Дж. Стерлинг, Эдуард Кэрд, Томас Хилл Грин, Фрэнсис Герберт Брэдли), в его попытках толковать абсолют в качестве единой (целостной) «абсолютной реальности», отождествляемой с «абсолютным сознанием» или «опытом» (Ф.Г. Брэдли), или же понимать под абсолют не только Бога, но и мировое самосознание (Т.Х. Грин). В философии Джосайя Ройса (1855–1916 гг.) проблема абсолюта рассматривается под углом зрения «единого и многого», соотношения Божественной Личности (бесконечного абсолюта) и человеческих индивидуумов-личностей, равных абсолюту, как часть целому, несмотря на свою «частичную бесконечность». По Дж. Ройсу, абсолют един в качестве Божественной Личности, вместе с тем в нём представлена полнота и многообразие человеческих личностей. Двуединый характер учения Иммануила Канта об «абсолютном» разделили между собой сторонники баденской и марбургской школ неокантианства. В баденской школе (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) с её ориентацией на теорию ценностей и противопоставлением наук о культуре наукам о природе абсолютным характером наделяется трансцендентное долженствование (вера). В «Философии истории» Генрих Риккерт развивает концепцию «абсолютных ценностей» (идеального бытия), «абсолютной точки зрения» на историю и «абсолютного идеала». В марбургской школе (Герман Коген, Пауль Наторп, ранний Эрнст Кассирер) связывают абсолютное с трансцендентально-логическим познанием, подчиняя ему и этику, что не исключало, в частности, у Германа Когена понимание Бога как абсолюта. С трансцендентально-логических и феноменологических позиций трактует абсолютное Эдмунд Гуссерль (1859–1936 гг.). Отрицая абсолют, он, тем не менее, пишет о «вневременном абсолютном сознании», об «абсолютной субъективности» и «абсолютном потоке». Макс Шелер (1874–1928 гг.) считает, что понимание «сферы абсолютного» («Sphäre des Absoluten») принадлежит к сущности человека и составляет конечную цель метафизики. В своей концепции ценностей, построенной иерархически и завершающейся «абсолютными ценностями», он отмечает, что «ничто не объединяет существа столь непосредственно и тесно, как общее поклонение и почитание «святого», которое согласно своей сущности исключает необходимость «материального» носителя – но не материального символа. И в первую очередь – почитание «абсолютно» и «бесконечно святого», бесконечно святой личности – “божественного”». Концепцию «абсолютных ценностей» разделяет и Николай Гартман (1882–1950 гг.) в «Этике».

 



 
PR-CY.ru