АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, граф фон Больштедт - Страница 2

В 1260 г. папа Александр IV назначил Альберта епископом Регенсбурга, где ему пришлось улаживать многочисленные недоразумения, возникшие между городом и его предшественником. Эта деятельность была не по характеру скромному мыслителю, и уже через два года он добился от папы Урбана IV разрешения сложить с себя епископский сан. В 1263–1264 г. Альберт призывает в городах Германии к крестовому походу. До 1268 г. он жил в Вюрцбурге, после чего вернулся в Кёльн, где и прожил до конца жизни. Когда в 1274 г. умер Фома Аквинский, Альберт взял на себя труд защищать и распространять его произведения. Умер Альберт в 1280 г., за два года впав в старческое слабоумие. Канонизирован Римско-католической церковью в 1931 г. Экзальтированный верой, всеобъемлющей ученостью, неутомимой деятельностью и увлекательным красноречием, а также уединенной жизнью исследователя, Альберт так сильно поразил умы своих современников, что получил прозвище Великого, а вся его жизнь сопровождается легендарными рассказами. Даже его старческое слабоумие было украшено легендой о предсказании ему в дни его юности, что потеря памяти будет для него знаком, что Бог призывает его к себе. В частности, рассказывали, что план, по которому был выстроен знаменитый Кёльнский собор, был составлен Альбертом Великим с помощью святых и ангелов, предводительствуемых Божьей Матерью; они принесли ему инструменты для чертежей. Занятия физикой и химией создали ему репутацию колдуна, и о его таинственном могуществе сохранились многочисленные рассказы. Альберт Великий принадлежал тому времени, когда ученый совмещал в себе знания всех наук. Он был знаком с трудами античных, еврейских, арабских и других мыслителей. Знания, полученные из личных наблюдений, сочинений древних и арабских мыслителей, Альберт использовал для обоснования своих космологических представлений (например, для обоснования шарообразности Земли). Он прославился и как практик-натуралист, проводивший эмпирические исследования, а благодаря приписываемым ему алхимическим (о чем свидетельствует «Книга об алхимии») и оккультным трактатам он прослыл магом и чернокнижником. Но его значение не столько в самостоятельности научного и философского мышления, сколько в широком распространении, которое Альберт умел дать современным ему научным знаниям и особенно сочинениям Аристотеля. С именем Альберта Великого связана рецепция схоластической наукой идей и методов Аристотеля (практически все его работы он изложил, прокомментировал и истолковал в духе христианской теологии). При этом трактовка Альбертом аристотелизма сильно зависела от его интерпретации у Ибн Сины (Авиценны), а также от христианского и арабского неоплатонизма (Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, ал-Фараби и др.). Четко разграничивая теологию и философию, Альберт признает самодостаточность каждой в сфере своего приложения. Теология, будучи практическим учением, служащим идеям спасения, руководствуется положениями веры, которые разум судить не может. Философия же, как разумное постижение сущего, или вещей самих по себе, не нуждается в каких-либо иных авторитетах, кроме логического доказательства, а также опыта, и имеет целью само знание.

 



 
PR-CY.ru