АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, граф фон Больштедт - Страница 5

Живой отклик в сочинениях Альберта Великого находят и учения мистиков, так как для него (как и для них) откровение – это непосредственный опыт человеческой души, а растворение в мистическом созерцании Бога есть высшее состояние, какого может достичь человек. Наукой по преимуществу для него является логика, так как без нее невозможна никакая другая. Логика подразделяется им на естественную, врожденную людям без всякого изучения, и искусственную, являющуюся в результате первой. С помощью логики изучается натурфилософия, которая подразделяется на метафизику, физику и математику. Метафизика рассматривает бытие таким, каково оно есть само в себе, в его неизменности. Тем же предметом занимается и богословие, которое говорит в религиозных терминах о том же, о чем метафизика говорит в терминах разума. В богословии Альберт Великий является мыслителем строго ортодоксальным. Там, где философия может доставить ему аргументы для защиты догматов веры, он широко пользуется ее услугами и в своих богословских сочинениях приводит доказательства, взятые не только из книг Священного Писания и отцов церкви, но также из всех известных ему светских писателей. Там же, где догматы веры не поддаются разумному истолкованию, он объявляет их недоступными человеческому разуму, который должен, не рассуждая, подчиниться высшей истине. Таким образом, религиозная истина остается совершенно неуязвимой со стороны философии. Однако такое разграничение двух областей, начало которому положено Альбертом Великим, привело впоследствии к теории «двух истин», независимых одна от другой, а затем к окончательному освобождению философии от церковной опеки. Существование Бога, по мнению Альберта Великого, принадлежит к той категории религиозных истин, которые поддаются и разумному доказательству. При этом он пользуется, главным образом, космологическим доказательством, т.е. ищет первый двигатель и причину существования мира. Альберт Великий много писал о таинствах, особенно о таинстве пресуществления, доказывая, что субстанция хлеба превращается в субстанцию тела Христова при сохранении прежних акциденций. В вопросе о свободе воли он придерживается учения Августина Блаженного, согласно которому, способность к добру и вечное спасение ставятся в зависимость от божественной благодати. В этике Альберт Великий является последователем Аристотеля, т.е. умеренным интеллектуалистом, основывающим мораль не столько на доброй воле, сколько на знании и разуме. К четырем кардинальным классическим добродетелям он прибавляет три христианских: веру, надежду и любовь, даруемые человеку по благодати. Что касается метафизики и целого ряда сочинений по различным отраслям естествознания, то тут Альберт Великий сплошь перефразирует Аристотеля, которого он знал только в латинских переводах с греческого и арабского. При этом он удержал кое-что и из тех течений платонизма и неоплатонизма, которые царили в ранней схоластической литературе. Основные труды: «Сумма о тварях», «Об интеллекте и интеллигибельном», «О душе», «О причинах и о возникновении всеобщего», «О единстве разума против Аверроэса», «Метафизика», «Сумма теологии» и др. В научных трудах Альберта представлены практически все возможные в то время области естествознания: зоология («О животных»), ботаника («О растениях»), минералогия («О минералах») и т.д. Первое полное собрание сочинений Альберта Великого было издано в 1651 г.



 
PR-CY.ru