АНАРХИЗМ - Страница 4

Анархизм понимает под свободой верховенство человеческой личности либо некой человеческой ассоциации, созданной из естественного стремления людей к сотрудничеству, но в любом случае без Бога, – христианство же исходит из понимания свободы как свободы во Христе. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). Христианское учение о государстве состоит в признании его ценности для организации земной жизни человека. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», утверждённых архиерейским Собором РПЦ 15 августа 2000 г., отмечается, что «возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления, с тем чтобы таковое устроение, являющееся ответом на искажённую грехом реальность, помогало избежать ещё большего греха через противодействие ему средствами мирской власти». За основу своего отношения к государству христианская церковь берёт положение, высказанное её Основателем в ответ на непрямой вопрос фарисеев и иродиан, следует ли подчиняться императору или Богу, – «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). «Сын Божий, владычествующий землёй и Небом (Мф. 28:18), через вочеловечение подчинил Себя земному порядку вещей; повиновался Он и носителям государственной власти. Распинателю Своему Пилату, римскому прокуратору в Иерусалиме, Господь сказал: “Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин. 19:11)”». Подчинение государственной власти проповедовали и апостолы: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13:1–5; также Иуд. 1:8 и др.). Вместе с тем, если распоряжение власти окажется в противоречии с волею Божьей, с заповедями Божьими, христианин должен исполнять Божью волю. Отсюда мученичество в период гонений на церковь. В Римской империи по закону императора Юлия о преступлении против величества (lex Julia majestatis) христиане могли быть преданы суду за отказ участвовать в актах римской религии. Миланский эдикт (313 г.) провозгласил религиозную свободу, но практически она не могла быть осуществлена, поскольку императоры продолжали считать, что единая религия должна служить основой государственной жизни. Иератическая идея (идея слияния церкви и государства) привлекала как государственных, так и церковных деятелей в Византии, она составила принципиальную основу византизма. Соборы христианской церкви обращались прямо к императору, когда могли рассчитывать на его поддержку (например, участие императора Константина в осуждении Ария на первом вселенском Соборе). С IV в. некоторые представители духовной иерархии начали не только противополагать священство императорской власти, но и ставить священство выше. Император Юстиниан I Великий в предисловии к своей шестой новелле говорит о двух дарах, которые люди получили свыше, – священстве и императорской власти, но он далёк от того, чтобы признать священство выше императорской власти. Священство призвано к богопочитанию, императорская власть должна устраивать порядок в человеческом общежитии, в сфере её задач должно быть и попечение о прохождении богослужения и соблюдение догматов веры. История показывает, что церковь Христова существовала и существует в различных государствах: одно государство сменялось другим, а существующая в них церковь живёт по своим законам, в своей области она имеет полную свободу и самостоятельность. По учению церкви, власть не вправе абсолютизировать себя, государство не может стать самодовлеющим институтом, поскольку в противном случае оно не сможет осуществлять своё предназначение, – и вместе с тем «Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти независимо от убеждений и вероисповедания её носителей, но и молиться за неё, “дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте” (1 Тим. 2:2)».



 
PR-CY.ru