АНАРХИЗМ - Страница 2

Справедливость, по его мнению, не зависит от религии: основа справедливости – чувство собственного достоинства. Саму же формулу справедливости Пьер Жозеф Прудон черпает из Священного Писания: не делай другому того, что ты не хотел бы, чтобы делали тебе (ср.: Мф. 7:12). Справедливое общество, по теории Пьер Жозефа Прудона, – это общество справедливого обмена. Всякая собственность, и частная и общественная, противоречит справедливости. Несмотря на огромную исследовательскую и теоретическую работу, анархизм не получил у Пьер Жозефа Прудона достаточного теоретического обоснования: в своей теории он был вынужден обращаться к государству, переходя от анархии к федерализму, он, по сути, восстанавливает его. Михаил Александрович Бакунин (1814–1876 гг.) считается ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения. Будучи философом, он заложил основы анархизма как цельного мировоззрения, стал основателем анархизма в России. Его основные сочинения: «Реакция в Германии», «Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и человеке», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Государственность и анархия», «Бог и государство», «Кнуто-германская империя и Социальная Революция». Два инстинкта, по мнению М.А. Бакунина, заключаются в природе человека: властолюбие и эгоизм, понимаемые как стремление к свободе. Инстинкт властолюбия получает своё выражение в государстве. Государство означает насилие, господство посредством насилия («Государственность и анархия»), поэтому оно должно быть уничтожено. «...Там, где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, – писал М.А. Бакунин, – что государство, представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему всё остальное. Но остальное – это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода неделима: нельзя отсечь её часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы отсекаете, – это сама сущность моей свободы, это всё...». Он осуждает патриотизм как государственно-националистическую идеологию рабства и ненависти. Стремление к свободе может быть претворено в жизнь, по мнению М.А. Бакунина, «в обществе сознательных людей», в котором нет почвы для проявления властолюбия, следовательно, и для государства. Стремление к свободе, к бунту М.А. Бакунин считал врождённым качеством человека. Но только освобождая другого, человек может освободить себя – здесь важное значение приобретает принцип солидарности. М.А. Бакунин призывал к социальной революции, разрушающей классово-государственные институты общества и заменяющей их безгосударственной федерацией общин, коммун, трудовых коллективов. Главной силой, способной совершить революцию, он считал в Европе пролетариат, а в России – крестьянство. Деятельность М.А. Бакунина привела к широкому распространению анархизма в Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Франции. В Западной Европе на смену ему и Пьеру Жозефу Прудону пришли теоретики и пропагандисты: швейцарец Джеймс Гильом, бельгиец Сезар де Пап, французы Элизе Реклю, Жан Грав и Луиза Мишель, итальянец Эррико Малатеста, немцы Макс Неттлау и Иоганн Мост. Наибольший размах начиная с 1860–1870 гг. анархическое движение получило в славянских странах и в Южной Европе.

 



 
PR-CY.ru