АНАРХИЗМ

АНАРХИЗМ (от греч. «анархия» – «безначалие», «безвластие») – одно из радикальных течений политической мысли, главной идеей которого является безгосударственное устройство общества. Анархизм отрицает всякий авторитет, предполагает уничтожение государства, а также различных форм принудительной власти и замену их свободной ассоциацией граждан. В анархизме существовало несколько направлений – от индивидуалистического (Уильям Годвин, Макс Штирнер, Пьер Жозеф Прудон), признающего верховенство человеческой личности, её самодостаточность и независимость (в том числе и от Бога), до коллективистско-коммунистического (Михаил Александрович Бакунин, Пётр Алексеевич Кропоткин), полагавшего устройство общества через свободную ассоциацию, «федерацию» крестьянских и рабочих ассоциаций. В качестве философского учения анархизм оформляется в конце XVIII в., когда Европа вступала в эпоху великих революций. К середине XIX в. анархизм становится влиятельным направлением в политической идеологии. Уильям Годвин («Исследование о политической справедливости и её влиянии на всеобщую добродетель и счастье», 1773 г.) и Макс Штирнер («Единственный и его собственность», 1844 г.) стали первыми проводниками идей анархизма. Уильям Годвин исходил из представления о том, что природа человека добра, но на неё дурно влияют государственные институты, и предложил анархо-коммунистическую программу социальных преобразований. Уникальная личность, Единственный, считал Макс Штирнер, несводима к какой-либо социальной роли – он призывал низвергнуть надличностные идеалы и деспотические учреждения, осознать свои истинные интересы и вместе с другими – единственными – начать борьбу за своё освобождение. Будучи приверженцем идей Просвещения, Уильям Годвин ещё верил в возможность преобразовать общество путём пропаганды. Макс Штирнер считал невозможным надеяться на добрую волю правительств, призывая рабочих к забастовкам, экспроприации собственности и созданию свободного «союза эгоистов». С именем Пьера Жозефа Прудона (1809–1865 гг.) связаны разработка основных социальных идей анархизма и их распространение в массах. Наиболее известны его работы: «Что такое собственность?» (1840 г.), «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846 г.), «Исповедь революционера» (1849 г.) и «О политической способности рабочих классов» (1865 г.). Пьер Жозеф Прудон был противником государственного насилия в любых формах, будь то конституционная монархия Луи Филиппа, бонапартистская империя, якобинская республика или революционная диктатура. «Для того, чтобы оставаться свободным, чтобы я не подчинялся другому закону, как только своему и чтобы я управлял собой сам, – писал Пьер Жозеф Прудон в «Общей идее революции в XIX веке», – следует отказаться от власти избирательного права, сказать «прощай» голосованию, точно так же, как представительству и монархии». После революции 1848 г. Пьер Жозеф Прудон пришёл к выводу, что революция несовместима с государством, а попытки реализовать утопии приверженцев государственного социализма (Луи Блана, Луи Огюста Бланки и др.) ведут к поражению революции. Пьер Жозеф Прудон популяризировал анархическое мировоззрение, во многом подготовив появление поколения парижских коммунаров. Церковь и государство, согласно Пьеру Жозефу Прудону, неразрывно связаны, поэтому полное уничтожение религии приведёт к ликвидации авторитета. Основным понятием, на котором строилась программа Пьера Жозефа Прудона, является понятие справедливости (три тома «О справедливости в революции и в Церкви», 1858 г.).

 



 
PR-CY.ru