АПОЛЛОС - Страница 2

Особый интерес у исследователей вызывает вопрос о содержании и характере проповеди Аполлоса, которая настолько поразила коринфских христиан, что «Аполлосовы» ставятся в один ряд с «Павловыми», «Кифиными» и «Христовыми». По мнению исследоватеелй, ключ к ответу на этот вопрос находится в александрийском происхождении и образованности Аполлоса (в «Книге Деяний» (18:24) греческое слово «аполлос» может переводиться не только как «красноречивый», но и как «образованный»). Александрия была крупнейшим центром греческой и эллинизированной иудейской культуры, и Аполлос мог проповедовать Христа во всеоружии тех «убедительных слов человеческой мудрости» (1 Кор. 2:4), которых была лишена, по его собственному признанию, проповедь апостола Павла. Предметом различных толкований уже в ранней церкви был вопрос о том, как совместить активность Аполлоса, христианского миссионера, с неполнотой его познаний в христианстве, которые лишь впоследствии были восполнены Акилой и Прискиллой. Согласно Иоанну Златоусту, Аполлос мог быть одним из 120 мужей, которые вместе с апостолами были крещены Святым Духом в день Пятидесятницы (Деян. 1:15–16). Как это согласовать со свидетельством «Книги Деяний» (18:25–26), Иоанн Златоуст не поясняет, но допускает то, что знающий лишь Иоанново Крещение Аполлос сподобился снисхождения на него Святого Духа ещё до принятия им собственно христианского крещения, т.е. с Аполлосом произошло то же, что раньше с сотником Корнилием (Деян. 10:44). Если отбросить отвергающую историчность сообщения «Книги Деяний» (18:25) гипотезу о том, что Аполлос был иудейским миссионером, обращённым в христианство Акилой и Прискиллой, то исследователи готовы можно сказать, что в работах современных западных библеистов представлены две точки зрения, в большей или меньшей мере соответствующие взглядам Иоанна Златоуста. Согласно одной из них, Аполлос действительно получил лишь Иоанново Крещение еще во время служения самого Иоанна Предтечи или Иисуса Христа, когда оно (т.е. Иоанново Крещение) ещё совершалось. Акила и Прискилла, крестив Аполлоса, восполнили этот недостаток. Однако при таком решении для исследователей остаётся непонятным, почему Аполлос в течение двадцати с лишним лет не знал о недостаточности Иоаннова Крещения. Согласно другой точке зрения, наиболее распространённой в науке, Аполлос был христианином, действовавшим первоначально независимо от апостола Павла.

 



 
PR-CY.ru