АПОЛЛОС

АПОЛЛОС – апостол от 70 (память 30 марта, 10 сентября, 4 января – в Соборе 70 апостолов), один из проповедников первохристианской церкви, упомянутый в Новом Завете (Деян. 18:24–19:1; 1 Кор. 1:12; 3:4–6:22; 16:12; Тит. 3:13). Некоторые греческие рукописи в «Книге Деяний» (18:24) предлагают варианты чтения его имени – Аполлоний (кодекс Безы D) и Апеллес («Синайский кодекс» и др.). Согласно «Книге Деяний» (18:24–19:1), Аполлос, получивший лишь «Иоанново крещение», – красноречивый александрийский еврей, смело проповедовавший Христа среди иудеев в Эфесе. Здесь Аполлос был принят Акилой и Присциллой, сотрудниками апостола Павла по второму миссионерскому путешествию, которые «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26). Впоследствии Аполлос, получив от эфесских христиан рекомендательное письмо, прибыл в Коринф, где также успешно проповедовал Христа среди иудеев. В первом «Послании к Коринфянам» (3:6–9) апостол Павел называет Аполлоса «соработником у Бога», служителем, через которого коринфяне уверовали. Однако в этом же «Послании» сообщается о разделениях в коринфской церкви, причём одна из групп верующих считает себя «Аполлосовыми» (1 Кор. 1:12). По мнению исследователей, ещё до написания апостолом Павлом первого «Послания к Коринфянам» Аполлос именно в связи с тем, что его проповедь вызывала нежелательный отклик, покидает Коринф и прибывает в Эфес, где знакомится с находящимся там в это время апостолом Павлом. Судя по свидетельству первого «Послания к Коринфянам» (16:12), между ними установились добрые отношения, которые, по мнению исследователей, сохранялись до конца жизни апостола Павла (Тит. 3:13). По мысли православных толкователей, разделения в коринфской церкви были не вероучительного характера, и лидерами этих групп верующие считали неких не известных нам, но выдающихся своей образованностью и красноречием членов общины, а вовсе не апостолов Аполлоса, Павла или Кифу. Апостол Павел ввёл в Послание эти имена из педагогических соображений, показывая, что если нельзя считать своими учителями даже столь прославленных проповедников, то тем более нельзя считать ими людей менее значительных. Эта точка зрения толкователей древней церкви не объясняет, однако, нарочитого внимания апостола Павла к личности Аполлоса – неоднократные упоминания о нём в первом «Послании к Коринфянам» говорят об особой значимости его фигуры для коринфян. Каковы бы ни были по своему характеру коринфские «споры», для исследователей ясно, что «глубокого нарушения церковного мира не произошло», поскольку тон первого «Послания к Коринфянам» в той части, которая посвящена разделениям, спокойный.

 



 
PR-CY.ru