Религия народов Месопотамии. Сирийские и финикийские культы - Страница 7

Жертвы приносились повсеместно, местом жертвоприношений мог служить алтарь, каменные памятные столбы, ашеры и изображение божества с его именем. Обыкновенный обряд не предполагал соблюдения каких-либо строгих правил. Так как все принадлежало богам, то им необходимо было приносить всякие дары: полевые плоды, масло, молоко, жир, разное печенье.

Из животных одинаково перечисляются быки, телята, олени, овцы, козы, ягнята, козлы и птицы, ручные и дикие. Между домашними и дикими животными и птицами не существовало различия. Нет указаний и на возраст жертвенных животных, исключались только заморенные и больные. Жертва служила пищей богам, а кровь составляла самый главный дар, поскольку в ней заключалась жизнь. Ритуал был традиционным: кровь жертвенного животного собирали, внутренние органы и жир сжигали на жертвеннике, а мясо использовали в качестве угощения, если только не совершалось «полное» жертвоприношение (в Ветхом Завете – «всесожжение»). Вслед за принесением жертвы следовало веселое пиршество; в праздники радостное настроение усиливалось танцами и музыкой.

До какой степени мрачными были представления об обязанностях человека по отношению к божествам, свидетельствует обычай остригать себе в честь богов волосы на голове и приносить их в жертву взамен собственной жизни. Согласно представлениям многих семитских племен, в волосах была скрыта жизненная сила, так же как в крови – душа. Что обычай этот был очень распространен, видно из существования особой должности храмовых служителей, стригших волосы. В частности, на всех изображениях богов и царей мужчины имеют длинные волосы на голове и длинные бороды, что прямо должно указывать на их жизненную силу и мудрость. Борода в представлении восточных народов еще в течение многих веков оставалась символом мудрости мужчины. В то время как женщины должны головным убором прикрывать свои волосы, подчеркивая тем самым смирение себя и своих жизненных сил под властью мужчины. Это представление сохранилось и в современном православии.

Подобная же мысль – искупить свою виновность, принося в жертву часть своего тела, – лежит в обычае обрезания, в котором выражалась мысль о замене одной жертвы другой; крайняя плоть принадлежит богу, считают семиты. Обрезание было очень широко распространено не только у семитов и народов Восточного Средиземноморья. Однако наиболее действенным и надежным средством снискать себе милость богов были все-таки человеческие жертвы. Жертвовалось то, что всего дороже: у родителей отбирали новорожденных детей, особенно первенцев, и убивали их перед изображением богов. Обычай человеческих жертвоприношений существовал еще в раннюю эпоху, сохранился он и в более поздний период. Даже насильственные меры, к которым прибегали римляне для уничтожения в Карфагене человеческих жертвоприношений, остались безуспешными: страшный вид и жестокий характер богов не допускал никаких уступок. В особенных случаях, при очень большой опасности, как правило, приносился в жертву кто-нибудь из тех, кто занимал видное положение. Человеческой жертвой выражалось даже благодарность за оказанную помощь. По свидетельству греческого историка Диодора (I в. до н.э.), при торжественном жертвоприношении по случаю победы самые красивые из пленников были убиты перед священной палаткой в качестве благодарственного дара богам.

Представления финикийцев о загробной жизни тоже были довольно примитивными, хотя на первый взгляд может показаться, что характер погребальных обрядов указывал на существование представлений о лучшей жизни после смерти. Археологические находки подтверждают, что финикийцы проявляли немалую заботу об устройстве могильной пещеры, саркофага и деревянных гробов. В могилу складывалась всевозможная утварь, необходимая в ежедневном обиходе, а также разные изображения покровительствующих божеств. Могилу называли бет-олам – «дом вечности». Гробовые надписи призывали страшные проклятия и грозили наказанием богов тому, кто нарушит покой мертвеца. Но этим исчерпывались все представления о жизни после смерти. Покой было единственным желанием рефаима («тени»), другие надежды и желания отсутствовали.

Как и другие народы Ближнего Востока, финикийцы считали, что жизнь человека полностью определяется сверхъестественными силами. Отсюда проистекала постоянная потребность в предсказаниях будущего. О вере в оракула свидетельствует содержание текста из Рас-Шамры, в котором говорится о прорицателе, принимавшем участие в церемонии во время праздника новой луны. Известно также, что древние финикийские правители Керет и Днел перед началом важных дел совершали молитву в святилище. Точно так же поступил и царь Израиля Соломон: «И пошел царь в Гаваон, чтобы принести там жертву, ибо там был главный жертвенник. Тысячу всесожжений вознес Соломон на том жертвеннике».



 
PR-CY.ru