Религия народов Месопотамии. Сирийские и финикийские культы - Страница 2

Кроме египетских и библейских источников, данные об истории и культуре народов этого региона содержатся в ассирийских и хеттских документах. Обширный материал предоставили археологические раскопки, в особенности в городе Иерихон, начатые немецкими учеными в 1907 г., а также открытие итальянской экспедицией в 1970-х гг. ранее неизвестного древнего города Эбл. Найденный там царский архив, состоящий из нескольких тысяч клинописных табличек, содержит различные дипломатические, хозяйственные, литературные и религиозные документы. Не менее значительны материалы, полученные в ходе изучения литературных источников и административных документов из Угарита (современная Рас-Шамра). Они подтвердили, что уже в первой половине III тысячелетия до н.э. здесь существовала цивилизация, не связанная с речной ирригацией. Влажные ветры, приносившие сюда обильные дожди, делали ненужным искусственное орошение. Зависимость жизни от дождя отразилось и на религиозных верованиях местных жителей. Так, высочайшим божеством сирийцев был бог Хадад («рычащий»), называемый в источниках «высшим богом», или «царем богов». На одной арамейской цилиндрической печати он изображен в зубчатой короне, с длинной бородой, распущенными волосами и с громовой палицей в руках, что вполне соответствует его свойствам как бога войны и бури. На другом арамейском памятнике он представлен в царском головном уборе с рогами; ассирийцы считали его богом грозы и отождествляли со своим богом Рамманом («гремящий»).

Арамейские надписи упоминают еще одно имя бога – Эль. Важно то, что он уже является здесь семитским богом, а не просто общим обозначением божества. Поэтому все арамейские собственные имена, в состав которых входит слово «эль», следует относить к этому божеству (например, «Бав-эль» – «ворота бога», означающее правильное название города; Вавилон – это греческое произношение семитского словосочетания).

На ассирийско-арамейском наречии встречается название Сассарпель, или Сарсарпель, что значит: «Эль – царь царей». Форма имени сирийской богини Иштар-Астарты встречается только в имени одной арамейской надписи из Куюнджика Атар,оцех («Атар дает силу»). Но вообще же сирийская Астарта известна под сложным именем Атаргатис («Атар, мать Ате»). Древнегреческий писатель-сатирик Лукиан (II в. н.э.) подробно описывает происхождение имени Атаргатис из соединения двух имен Атар и Аттис, объединивших два культа, Астарты и Адониса, и сообщает также сведения о храме Астарты в Библе, что дает основание связывать культ этой богини с культурой финикийцев. Именно культура Библа и связанный с ней культ Астарты-Ашторет-Иштар дают нам ценные сведения о развитии уникальной религиозной системы финикийцев, которые ряд исследователей отождествляют с коренным населением сирийско-палестинского региона. Это дает возможность проследить становление религиозных представлений как самих финикийцев, так и древних евреев, чья история непосредственным образом связана с завоеванием Ханаана.

Библ был центром торговли с Египтом: отсюда вывозили кедровые деревья и смолу, которую египтяне использовали при мумификации, а также вино и оливковое масло. В финикийских городах Восточного Средиземноморья впервые стали возводить монументальные храмы на каменном фундаменте. Эти города постоянно враждовали между собой и время от времени признавали власть кого-либо из могущественных соседей – Ассирии или Египта. Но у них отсутствовала необходимость в создании разветвленных оросительных систем, поэтому не было необходимости создавать обширные государства с сильной централизованной властью; это способствовало разобщению отдельных областей в политическом отношении. Однако широкие торговые связи и власть соседей наложили определенный отпечаток на религиозные представления жителей Сирии и Финикии.

 



 
PR-CY.ru