Религия народов Месопотамии. Сирийские и финикийские культы - Страница 6

Наряду с мужским почиталось и женское божество – Баалат, что значит «госпожа». Чаще всего она носила имя Астарты, что соответствовало ассиро-вавилонской Иштар. Каждая Баалат почиталась в пределах какой-либо местности, но главные черты культа Астарты везде были одни и те же, и культ этот был одинаково распространен среди всех семитов.

Важнейшая роль в организации культа принадлежала жречеству, основной обязанностью которого было совершение жертвенного ритуала. Сан жреца в некоторых местах передавался в царской семье по наследству; это является отражением древней традиции, когда воин-правитель был одновременно и жрецом. Царь-жрец – типичный образ для всех цивилизаций древности. Известно, например, что Сидонский царь именовал себя жрецом Астарты, а мать царя Есмуназара Сидонского является жрицей богини.

В среде жречества существовали, в свою очередь, различные должности, высшей из которых считался рабкоханним – «верховный жрец». При храмах работали люди разных профессий, среди которых были изготовители парадных облачений, каменотесы, горшечники и мясники. Их упоминание в документах вместе со священниками может указывать на то, что они тоже были храмовыми служителями. В тех же списках названы гкиат, т.е. те, кто ухаживал за скотом, отобранным для жертвоприношений или принадлежащим храму.

В некоторых источниках, начиная с XIV в. до н.э., перечисляются двенадцать семей священников, упоминаются их сторонники и «женщины». Согласно свидетельству из Ветхого Завета это, возможно, были храмовые проститутки. Косвенно это подтверждается тем, что подобные «женщины» были и в храмах Ассиро-Вавилонии; отсюда и библейское выражение «вавилонская блудница». В частности, считалось также, что каждая женщина должна хотя бы раз в жизни принадлежать в храме Иштар иностранцу. Это оправдано с биологической точки зрения: смешение крови способствует укреплению генофонда. Похожую функцию могли выполнять и храмовые певцы (точнее, певицы), если учесть, что в ханаанской среде практиковалось песнопение. Об этом свидетельствуют отрывки из эль-амарнских документов, в которых видны черты ритмизации, характерные для религиозной лирики.

Культ финикийцев соответствовал грубо-чувственным представлениям о божестве и был достаточно примитивным. Богам поклонялись как властителям природы, которые проявляют свою мощь не только в разрушительных силах, но и в развитии жизни. Финикийцы верили, что с помощью определенных средств можно заставить божество проявить свое могущество и оказать помощь людям. Изображения богов показывают, что их представляли себе страшными, свирепыми и уродливыми чудовищами. Чтобы обратить их внимание на жертву, приходилось прибегать к сильнодействующим средствам: участники жертвоприношений часто резали себя до крови, кричали и плясали вокруг алтаря, доводя себя до бешенства и исступления. Пророк Илия не только в виде насмешки советовал жрецам Ваала кричать громче, так как Ваал задумался, или занят другим делом, путешествует или заснул.

 



 
PR-CY.ru