Дело доходило до таких курьезов, что клир подозревал еще кого-то, кто будто бы помогал Гонорию составлять послание, что едва ли могло быть. Но поскольку в этих действиях папы было мало осознания дела, значит, было мало у него и прав на руководительство в делах Восточной Церкви, что и подтвердила потом анафема, возложенная на Гонория Шестым Вселенским собором.

Но Гонорий был ученый и считал себя проницательным догматистом. Поэтому, поддерживая свой ученый авторитет, он не ограничился одним бесцветным посланием, как это бывало и раньше с римскими первосвященниками; но не был он и проницателен в такой мере, чтобы подвергнуть послание Сергия основательной критике. Он все больше раздувал различие между двумя волями, обратив их в нравственную противоположность. Тем не менее, защитники Гонория вынуждены были признать, что папа – малосознательный и самостоятельный монофелит, тем, что подтвердил послание Сергия и встал в ряды монофелитов.

Люди, выступавшие советниками при императоре Ираклии, обратили внимание всего лишь на неясность учения о двух естествах и попытались объяснить два естества в приложении к более частным случаям – воле и действованию. Сами они ошиблись, но дали повод высказаться людям, более одаренным и державшимся православных убеждений. Значение уникальной попытки, начатой Ираклием и Сергием, в том и состоит, что она обещала быть не формальной. Сергий и его сторонники не скрывали смысла православного учения, а хотели действительно разъяснить его, показать, что в халкидонском учении на самом деле нет того, что приписывали ему монофизиты: таких двух природ, которые равносильны двум ипостасям.

Софроний деятельно рассылал грамоты, обличающие монофизитство, собрал 600 мнений отцов Церкви, где обличалась эта ересь, послал этот сборник Геласию. Он не отступал ни от одного из своих мнений, несмотря на доводы монофизитского Собора (633 г.) и на покровительство монофизитам императора Ираклия. От него осталось большое количество сочинений, в том числе – соборное послание (издано в актах Шестого Вселенского собора), содержащее учение о Троице, о воплощении Бога Слова, причем там им доказывается единство ипостаси (против Нестория) и двойство естеств (против Евтихия).

Пока был жив Софроний Иерусалимский, его протест против монофелитства не позволял и Сергию воспользоваться достигнутым с римским епископом согласием, которое сводилось к тому, что формула о единой энергии объявлялась необязательной, и споры о ней запрещались; но при этом утверждалось, как безусловная истина, что в Христе при двух естествах существует только одна воля (откуда и название – монофелиты). Но в 638 г. Софрония не стало. В том же году арабы захватили Иерусалим и Антиохию (а затем и Египет). Антиохийскую кафедру занял фиктивный патриарх Македоний, проживавший в Константинополе.

 



 
PR-CY.ru