Ранние формы религии - Страница 9

Как и в других науках, в религиоведении существует несколько способов классификации, в основу которых положены различные критерии. Например, с точки зрения хронологии различают доисторические и исторические религии. Доисторическая эпоха религии началась, по-видимому, около двух миллионов лет до н.э. и закончилась приблизительно за три тысячи лет до н.э., когда возникла письменность в цивилизациях Ближнего Востока, Китая и Центральной Америки. Более поздние религии считаются историческими. Поскольку большинство религий известны благодаря письменным источникам, доисторическими считают религии того времени, когда не существовало никаких письменных свидетельств.

Основные различия между доисторическими и историческими религиями заключаются в том, что первые возникают в тех обществах, где главными занятиями являются охота, рыболовство и собирательство, в то время как исторические представляют собой мировоззрение развитых земледельческих цивилизаций, возникших в Месопотамии, Египте и Китае. Иначе говоря, доисторические религии были уместны в мелкомасштабных племенных обществах, в которых семья или родственные группы значили больше, чем любая другая общественная организация, и в которых влияние природных сил было гораздо более значительным как в повседневной жизни, так и в религии. В любом случае, основой первобытных верований является вера в мир духов, наполненный сверхъестественными силами и существами, значительно превосходящими силы человека. Такая вера в одухотворенность окружающего мира называется анимизмом. Одни духи могут быть добрыми к людям, другие – враждебными или злобными.

Важное место среди первобытных верований принадлежит магии, своего рода религии наоборот. Магия – это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на сверхъестественные силы для получения определенных результатов. Прибегая к магии, первобытные люди старались использовать потусторонние силы в своих целях. Исполнение магических ритуалов было прерогативой определенной группы людей – колдунов, волхвов или шаманов.

Параллельно с анимизмом и магией возникает тотемизм – вера в сверхъестественную связь, существующую между группой людей (племенем или родом) и каким-либо животным, растением или другим материальным предметом. Тотем считается покровителем или хранителем рода или племени. Его не обожествляют, но верят в родство с ним.

Наконец, еще одной распространенной формой племенных религий является фетишизм– поклонение предметам и вещам, которые считаются носителями магической и сакральной силы. Фетишизм может проявляться в создании различных идолов – предметов из дерева, глины и иных материалов и всякого рода амулетов и талисманов. Фетишизм можно считать своего рода завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлений, хотя некоторые исследователи считают его ранней стадией, поскольку на первом этапе религиозные воззрения отличались фетишистским характером. Одновременно происходил процесс антропоморфизации с сохранением элементов фетишизма (так, бог Анубис изображался с головой шакала, богиня Баст – с головой кошки). Хотя среди ученых нет единого мнения по поводу того, что было начальной стадией религиозных верований, а что – завершающей, но в любом случае, становление такого рода представлений было связано с жизнью в коллективе. Это становление можно проиллюстрировать двумя важными нововведениями, характерными именно для эпохи Человека разумного и отличавшими ее от более раннего периода.

 



 
PR-CY.ru