Словарь по иудаизму Т ТАЛМУД

ТАЛМУД

ТАЛМУД (букв. «изучение», «наука», от корня евр. глагола «ламад» – учить) – наиболее важный корпус основных религиозно-этических положений иудаизма, включающий Мишну и Гемару как неотъемлемые и неразделимые части, самое значительное собрание еврейской устной традиции, интерпретирующее Тору, а степень его святости уступает только Торе. Талмуд – итог длительного творческого процесса, шедшего в среде законоучителей (таннаев) Палестины (Эрец-Исраэль) и Вавилонии, начавших свою работу в 70 г. н.э., т.е. после разрушения второго Иерусалимского храма. Позже он создавался как подробные записи дискуссий амораев на темы Мишны, развивающие и расширяющие мнения таннаев, поэтому структура Талмуда повторяет структуру Мишны. Его обычные современные печатные издания представляют собой от 12 до 20 объемных томов, в которых страницы поделены на три части. Верующие иудеи считают его Устным Законом, дополняющим Письменный Закон, т.е. Священное Писание. Согласно преданию, Устный Закон был сообщен на горе Синай Моисею одновременно с дарованием Письменного Учения. Формально текст Талмуда представляет собой своего рода юридический комментарий, посвященный детальному разъяснению, каким образом в различных ситуациях исполнять 613 заповедей Закона, регулирующих все стороны жизни евреев. Считалось, что именно в Талмуде окончательно сформулировано библейское законодательство, потому что к библейским законам и запретам добавлено множество дополнительных указаний, запретов, обрядов и регламентаций. Фактически в нем собрано почти все, что создано еврейской мыслью с V в. до н.э. по V в. н.э. Стилистические особенности Мишны определили казуистическую формулировку галахических (см. Галаха) установлений Талмуда. Они выглядят так: приводится конкретный случай (галахический пример, требующий юридического обоснования), который затем детализируется и рассматривается с учетом всей предшествующей традиции. Талмуд существует в двух версиях. Первая, составление которой было начато в палестинских иешивах, называется Иерусалимским Талмудом (Талмуд Ерушалами). Его составление было закончено к 425 г. н.э. Вторая версия, записанная академиями, созданными в Вавилонии, была более объемной и вскоре приобрела гораздо большее значение. Этот так называемый Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавли) был известен больше и получил более широкое распространение. Его первая редакция появилась около 500 г. н.э. В текстах этого кодекса наряду с нормами иудейского права, положениями этического и философско-религиозного характера содержатся в специфической форме сведения о медицине, географии, астрономии, этнологии, о событиях еврейской, греческой, римской и персидской истории, а также богатейший фольклорный материал. Необходимость создания Талмуда была вызвана историческими условиями. Прежде всего, потому, что разрушение Иерусалимского храма в 70 г. и крах последней попытки восстановления национальной независимости во время восстания Бар-Кохбы в 132–135 гг. н.э. лишили иудаизм священных мест и ядра национальной территории, поэтому Тора стала в большей степени, нежели прежде, основой единства Израиля. Однако ее изучение на слух несло опасность искажений, поэтому возникла потребность в кодификации устной традиции.

 



 
PR-CY.ru