ТАЛМУД - Страница 3

При изучении Талмуда принято выделять три основных вида структурных единиц, из которых состоит его текст: меймра, шмуа и сугия. Меймра («высказывание») – это изречение аморая, либо танная, но цитируемое амораем. Шмуа («услышанное») представляет собой галахическое высказывание, воспринятое из древней устной традиции и приведенное амораями в Талмуде. Термин «сугия» («переход», «процесс») обозначает все особенности обсуждения амораями какой-либо (чаще галахической) темы. Для сугия типично изложение материала дискуссий в виде диалогов, где можно выделить три части: а) определение темы дискуссии, б) какого-либо высказывания и формулирование в связи с этим проблемы, наконец, в) собственно дискуссия, ведущая к ее разрешению. Все это принимает форму трактатов, и каждый трактат состоит из неразделимых элементов: Галахи и Агады. Галаха часто представляет собой очень изощренное рассуждение о соотношении законов Мишны с библейскими законами и об определении необходимых разъяснений и дополнений. Агада – это нравственные поучения, исторические предания, мудрые изречения и притчи, иллюстрирующие тексты Галахи. Поэтому необычно и размещение материала: в центре страницы помещается фрагмент из Мишны, а по краям – Гемара и другие толкования Мишны. Но школа амораев, которая осталась в Галилее под властью христианской Византии, постепенно приходила в упадок. В конце ее существования, т.е. к началу V в. н.э., там была записана Палестинская Гемара. Вместе с Мишной она и составила Иерусалимский Талмуд. Составленный амораями, которые жили в Месопотамии (евреи называли ее Вавилонией), Талмуд Бавли (также включающий в себя Мишну и Гемару) по объему в три раза больше Иерусалимского. Язык Палестинской Гемары – западноарамейский, а Вавилонской – восточноарамейский. После окончательной кодификации Талмуд становится своего рода народной конституцией, формировавшей облик иудейских общин всего мира. Он придал четкую форму всем обрядам, богослужению, законам бракосочетания и семейной жизни верующего еврея. Уже после того как Талмуд принял более или менее законченный вид, в текст продолжали вносить дополнения. Авторами этих дополнений были савораи, законоучители последующих за амораями поколений, которые старались свести к минимуму противоречия между мнениями амораев, делая поясняющие дополнения, которые стали частью Талмуда. Савораи разрабатывали правила выбора доминантного мнения в споре, им же принадлежит окончательная редакция Талмуда, в том числе и стилистическая. Впоследствии (во времена гаонов) Талмуд прошел еще одну окончательную правку и приобрел ту каноническую форму, в которой он существует сейчас. Большую часть текста Талмуда составляет Агада. В Агаде Вавилонского Талмуда можно найти сюжеты и персонажи персидского фольклора, а в Агаде Иерусалимского ощущается влияние эллинистической культуры. Содержащиеся в Агаде сказочные истории или исторические примеры представляют собой своеобразное аллегорическое повествование, в котором исторические персонажи и события служат иллюстрацией авторской идеи. Изучение Талмуда в течение веков находилось в центре духовной жизни еврейского народа, лежало в основе обучения в иешивах и всегда играло важнейшую роль в религиозной практике иудеев, ему придается первостепенное значение в раввинских училищах. Вместе с Торой он составляет сердцевину иудейской религии.

 



 
PR-CY.ru