НАВУХОДОНОСОР II - Страница 4

Здесь были обнаружены 3 тыс. глиняных табличек и их фрагменты, в том числе с многочисленными школьными текстами. Исследователи полагают, что в храме была писцовая школа. Ещё не обнаруженный храм по системе описания города должен находиться в области между храмами Набу, Иштар и Нинмах. Навуходоносор II существенно расширил важную часть храмового комплекса – зиккурат Этеменанки, основанный еще, как полагают исследователи, при Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.). Навуходоносор II сообщает также о строительстве стены и канала. Две стены были построены через всё Междуречье. В Борсиппе Навуходоносор II восстановил городские стены, храм бога Набу Эзида и зиккурат. В Уре Навуходоносор II перестроил храмовый комплекс по плану, который использовался в Вавилоне и Борсиппе, а также ряд др. храмов. Навуходоносор II стал самым известным полулегендарным правителем Древнего Востока. В иудейской, христианской и мусульманской традициях Навуходоносор II, прежде всего, – разрушитель Иерусалима; с его именем связано и Вавилонское пленение, и потому он оценивается негативно. Так, персидский учёный Ибн Руста (около 900 г. н.э.) считал его вместе с Нимродом «неверным» правителем мира, в то время как Соломон и Александр Великий были «благочестивыми». Другой персидский учёный, аль-Бируни (973–1048 гг. н.э.), заметил: «Кажется, что люди Иерусалима называли Навуходоносором каждого, кто разрушал Иерусалим». Негативные черты в образе Навуходоносора II часто преувеличивались, сам образ царя был смешан с другими историческими персонажами. Так, в «Книге пророка Даниила» Навуходоносор II носит черты Набонида, чьё «еретическое» пренебрежение культом Мардука и особое поклонение богу Сина города Харрана, а также многолетнее пребывание в Теме являются исторической основой для обеих легенд (см. в ст. Набонид). Исследователи отмечают, что арабская история о Навуходоносоре II повторяет пророчество Иеремии, но содержит географические неточности (ср.: Иер. 49:28, 30, 33). Судя по всему, эта история тоже восходит к легендам, основанным на биографии Набонида, но уже местным, еврейским и арабским. Упоминание Навуходоносора II в истории Иудифи обусловлено, как полагают исследователи, желанием авторов придать тексту эпический характер благодаря обращению к известным «древним» временам (Иф. 1). У греческих писателей Навуходоносор II вызывал восхищение как великий строитель. Берос с восторгом описывает оборонительные сооружения, дворец и «Висячие сады» в Вавилоне. В позитивный образ великого строителя Навуходоносора II вводятся и легендарные детали. Например, Мегасфен утверждает, что тройная стена вокруг Вавилона была воздвигнута за 15 дней. Постройки других исторических и легендарных лиц были также приписаны Навуходоносору II (например, Семирамиды и Нитокрис), как и памятники других городов (например, Ниневии) – Вавилону (Висячие сады Синаххериба в Ниневии).



 
PR-CY.ru