МАДИАНИТЯНЕ

МАДИАНИТЯНЕ – в Ветхом Завете народ, связанный с историей Древнего Израиля. Название этого народа соответствует имени Мадиана, четвёртого сына Авраама и Хеттуры (Быт. 25:2). Происхождение этого термина исследователям неизвестно, существует предположение, что корень «-мади-» – несемитского происхождения. Библейская традиция возводит генеалогию мадианитян к Аврааму. Согласно Быт. 25:6, Мадиан вместе с другими сыновьями Хеттуры был отослан Авраамом «в землю восточную», что, по мнению Джозефа Менденхолла, подразумевает ханаанское происхождение протоарабских племён с одноимённым названием. Лингвистические данные, возводящие арабский язык к Средиземноморскому прибрежному региону периода Бронзового века, свидетельствуют о возможности такой связи. В истории об Иосифе мадианитяне фигурируют как купцы, перевозившие из Галаада в Египет (Быт. 37:25, 28, 36) кроме рабов, среди которых оказался и Иосиф, «стираксу, бальзам и ладан» (в Быт. 37:25 мадианитяне названы также измаильтянами). Более тесное соприкосновение мадианитян с евреями описано в истории Моисея, который назван в тексте Рагуилом и Иофором (Исх. 2:15–22). Он скрывался от фараона в «земле Мадиамской» и женился на Сепфоре, дочери мадианитянского священника. Сепфора родила Моисею сыновей – Гирсама (Гершома) и Елиезера (Исх. 2:22; 18:3–4). Упоминаемые в этой истории мадианитянские имена, за исключением Елиезера, засвидетельствованы в доисламских арабских надписях. Согласно Исх. 18, тесть Моисея принял непосредственное участие в устроении жизни израильского общества: он вознёс всесожжение Богу (Исх. 18:12), дал Моисею совет поставить помощников в судебных делах (Исх. 18:13–26), что свидетельствует об отсутствии развитого судебного аппарата у израильтян до времени исхода и возводит его структуру к мадианитянской традиции. Согласно так называемой мадианитянской гипотезе, Иофор и его окружение сыграли значительную роль в формировании Израиля. В повествованиях о более позднем периоде мадианитяне действуют вместе с моавитянами (например, Числ. 22:4, 7; см. также Числ. 25:1–3, 25:17–18 и 32:16, где вина за отступление израильтян и их поклонение Ваал-Фегору возлагается как на моавитян, так и на мадианитян). Дальнейшие контакты с мадианитянами имели для израильтян негативные последствия.

 



 
PR-CY.ru