Словарь по иудаизму И ИЕЗАВЕЛЬ

ИЕЗАВЕЛЬ

ИЕЗАВЕЛЬ (IX в. до н.э.) – дочь сидонского царя Ефваала (Итобаала), жена и соправительница израильского царя Ахава, мать царей Охозии и Иоарама. Имя Иезавель происходит, как полагают исследователи, от корня «возвышать, почитать», который вместе с префиксом переводится как «где Господин (Всевышний)?» (ср.: перевод имени Иехавод – «где божественная слава?»), при этом слово «Господин» является характерным эпитетом общефиникийского бога Ваала. Некоторые исследователи отмечают в тексте Библии наличие противопоставления значения этого имени значению имени пророка Илии – «Господь (Яхве) – мой Бог». Иезавель – самая известная и влиятельная правительница Северного царства. Её брак с Ахавом (3 Цар. 16:31) укрепил союз между Израилем и финикийскими государствами Тиром и Сидоном. Священное Писание изображает Ахава как слабого человека, попавшего под власть жены: «Не было ещё такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель» (3 Цар. 21:25). Иезавель представлена коварной и тщеславной иноплеменницей, бесцеремонно вторгавшейся в дела мужа (3 Цар. 21:8). Она поощряла распространение в Израиле культа Ваала и Астарты, во имя которых были совершены убийства пророков Господа (3 Цар. 18:4), и заботилась о пропитании 450 пророков Ваала и 400 – Астарты (4 Цар, 18:19). Под её влиянием Ахав построил храм Ваала в Самарии. Пророк Илия вступил в открытую борьбу с религиозной политикой Иезавели. Когда Иезавель сообщили об убийстве Илиёй пророков Ваала во время их соперничества на горе Кармил, она поклялась отомстить пророку, сделав с ним то же, что было «сделано с душою каждого из них» (т.е. пророков Ваала; 3 Цар. 19:2). Сознавая реальность исходящих от Иезавели смертельных угроз, пророк Илия был вынужден бежать (3 Цар. 19:3). Сохранившиеся в Септуагинте (LXX) слова: «Раз ты Илия, то я – Иезавель» (3 Цар. 19:2) – характеризуют Иезавель как опасного противника. Наиболее ярко её жестокость проявилась в противостоянии с Навуфеем (3 Цар. 21:1–6), который отказался продать Ахаву свой виноградник, расположенный близ царского дворца. Царь не осмелился открыто нарушить права законного наследования наделов Святой земли, основанные на божественном установлении. Тогда Иезавель подготовила лжесвидетелей, составила от имени Ахава письма старейшинам Израиля о том, как должен проходить суд, и запечатала их царской печатью, что указывает на обладание ею царской властью (3 Цар. 21:8–9). Несмотря на нарушение закона, никто из израильских старейшин, имевших право свободного голоса, не осмелился выступить против Иезавели в защиту невиновного. Инициированный ею судебный процесс вынес смертный приговор Навуфею за то, что он «хулил Бога и царя» (3 Цар. 21:12). В истории с Навуфеем Иезавель показала, что повеления царя она ставит выше божественного завета. После смерти мужа, в период правления Охозии и Иорама, она как царица-мать приобрела ещё большую власть.

 



 
PR-CY.ru