ИЕЗАВЕЛЬ - Страница 2

Пророк Елисей помазал своего ученика, военачальника Ииуя, на царство, повелев ему от лица Господа истребить дом Ахава, «чтобы... отмстить... за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели» (4 Цар. 9:7). Ииуй преследовал Иорама, ссылаясь «на любодейство (евр. – неверность Господу) Иезавели... при многих волхвованиях её» (4 Цар. 9:22). Когда Иезавель услышала весть о гибели Иорама от руки Ииуя, то, надев царские одежды, встала у окна и гордо и бесстрашно приветствовала убийцу, сравнивая его с Замврием, узурпатором царского трона. В ответ оскорблённый Ииуй приказал евнухам при дворе Иезавели выкинуть её из окна. «...И брызнула кровь её на стену и на коней, и растоптали её» (4 Цар. 9:33), а псы обглодали труп Иезавели. Картина её гибели напоминает предсказания о наказании израильских царей Иеровоама I (3 Цар. 14:10–11) и Ваасы (3 Цар. 16:3–4). Ииуй распорядился похоронить останки Иезавели так, как хоронят дочь царя (4 Цар. 9:34). Её гибель в точности соответствовала предсказанию пророка Илии: «...На поле Изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» (4 Цар. 9:36–37). Согласно Иосифу Флавию, отец Иезавели, царь Ефваал, был священником финикийского культа богини Астарты. По мнению исследователей, в Финикии (так же как и в Месопотамии) дочь царя назначалась верховной жрицей главного местного божества – Ваала Мелкарта. Поэтому так широко распространились финикийские религиозные традиции в Израиле при Иезавели, которая ещё до замужества имела опыт государственного управления. Апостол Иоанн Богослов сурово осуждает церковь малоизвестного города Фиатира (Малая Азия) за то, что попускает «жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Откр. 2:20–23). Именем Иезавель (отсылая к 3 Цар. 18:19; 4 Цар. 9:22) апостол Иоанн называет некую малоазийскую лжепророчицу, которая заняла влиятельную позицию в христианской общине Фиатиры и смущала верующих лжеучением. По мнению Андрея Кесарийского (ум. в 614 г.), апостол Иоанн Богослов иносказательно употребляет имя Иезавель, подразумевая под ним ересь николаитов. Позже это имя стало нарицательным – так называли грешных и нечестивых жён, восстававших против учения церкви и святых. В раввинистической традиции Иезавель предстаёт главной виновницей совершённых в период правления Ахава преступлений. В 1964 г. израильский археолог Нахман Авигад опубликовал обнаруженную в одной из частных коллекций печать (около 3 см в длину), датируемую IX–VIII вв. до н.э. На ней изображены египетские символы царской власти, употреблявшиеся также и в Финикии. Н. Авигад высказал сомнение в том, что печать может иметь отношение к Иезавели, поскольку в Mесопотамском Tалмуде имя Иезавель передаётся с буквой в начале слова. Некоторые современные исследователи полагают, что недостающие буквы (т.е. «и» – обычный для печатей предлог, обозначающий принадлежность) могли располагаться в верхней утраченной части печати.



 
PR-CY.ru