«ИОСИФ и АСЕНЕФА» - Страница 8

Исследователи отмечают, что хотя задачи, которым служит апокриф, жизненные и прагматические (как у всех библейских и постбиблейских прозаических книг), «Иосиф и Асенефа» является литературным произведением. В нём есть типично сказочная экспозиция, большие поэтические псалмы и изощрённо риторически и поэтически построенные молитвы, короткие драматические диалоги, детальные описания облика и одеяний главных героев, а также башен, чертогов и сада, стилизация библейского исторического повествования, интриги и погони и уникальная апокалиптическая сцена. Композиция повествования подчинена принципам хиастической симметрии как в целом, так и в отдельных поэтических частях. При сложности и продуманности художественной ткани повести создаётся впечатление простоты и даже наивности, что сочетается с таинственным величием и космическим масштабом происходящего. По мнению исследователей, уникальная черта, которая формально объединяет апокриф «Иосиф и Асенефа» с художественными произведениями, – это описание сцены встречи Асенефы с Человеком со стороны, в то время как апокалипсисы всегда описывают происходящее от первого лица; «всеведающий автор» – это условность, более характерная для художественной литературы. Последние 30 лет исследователи античной литературы считают «Иосифа и Асенефу» периферийным греческим романом, построенным из античных мотивов, приёмов и образов: развёрнутое описание божественной красоты героев (ничего подобного нет в библейской традиции), упоминание состязания лучших юношей за право стать женихом живущей в неприступной башне красавицы-мужененавистницы, затем любовь с «первого взгляда», описание сначала надменного отвержения любви, а затем любовной болезни; знатный соперник, коварные козни и счастливое в конце воссоединение супругов и т.д. По мнению исследователей, при ранних датировках «Иосифа и Асенефу» можно назвать, во-первых, одним из первых любовных романов, написанных по-гречески (самые ранние фрагменты любовных романов датируются I в. до н.э.). М. Браун считал, что новеллистические рассказы (об Иосифе или о других «национальных героях» эллинизированных народов, например, «Нин и Семирамида», «Сесонхосис») существовали, по крайней мере, со II в. до н.э., и что в них концентрировались мотивы, которые в греческих и римских романах исследователи встречают много позже.

 



 
PR-CY.ru