ИЕФФАЙ

ИЕФФАЙ – один из судей израильских (около XII в. до н.э.). Имя Иеффай происходит от составного имени Ифтах-Ел, употребляемого как топоним («Бог открывает [утробу],  освобождает [из плена]» (Нав. 19:14, 27)). Именем Иффах (Ифтах) также называется город в Иудее в долине Шефела (Нав. 15:43). Иеффай был вождём еврейского народа в течение шести лет (Суд. 11:1–12:7). Незаконнорождённый сын Галаада и блудницы, Иеффай был изгнан сводными братьями из отцовского дома и лишён земельного надела. Поселившись в земле Тов (возможно, современный Эт-Тайиба), он стал предводителем таких же, как он, беглых и безземельных людей (ср. подобный отряд пророка Давида, который воевал против Саула – 1 Цар. 22:2; 27:8–9, 30). За то, что израильтяне начали служить языческим богам, Господь их покарал. Попав под власть иноплеменников, израильский народ воззвал к Господу, Который смилостивился над ним, ибо «не потерпела душа Его страдания Израилева» (Суд. 10:16), и послал им в качестве избавителя Иеффая. Израильские старейшины, собравшись в святилище в Массифе (Мицпе), призвали Иеффая, чтобы противостоять нашествию аммонитян, которые стояли станом при Галааде. Иеффай был поставлен пред лицом Господа «вождём» (Суд. 11:6; слово в Книге Судей Израилевых употребляется только по отношению к Иеффаю) и «начальником [главой] всех жителей Галаадских» (Суд. 11:8, 11). Вторжение аммонитян было вызвано территориальным спором (Числ. 21). Аммонитяне утверждали, что земля «от Арнона до Иавока и Иордана» (Суд. 11:13) изначально принадлежала им, требуя у израильских старейшин вернуть её. Как представитель народа Иеффай пытался убедить аммонитян в праве Израиля на спорную территорию и в бессмысленности дальнейшего противостояния (Суд. 11:12–28). С этой целью Иеффай послал ко двору аммонитского царя два посольства. В ответ царь сообщил послам, что бог Хамос (Кемош – бог моавитян – cм.: Числ. 21:29; 3 Цар. 11:7) отдал эту землю аммонитянам (Суд. 11:24). На основании этого текста некоторые исследователи делали вывод, что переговоры на самом деле проходили с моавитянами. Также было высказано предположение, что в этом рассказе смешаны разные повествования, одно из которых отражало более древний конфликт израильтян с моавитянами. Заключительные слова Иеффая: «Господь Судия да будет ныне судьёю между сынами Израиля и между Аммонитянами!» (Суд. 11:27) – ознаменовали окончание переговоров и начало вооружённого конфликта. Победа Иеффая привела к войне с представителями колена Ефрема, которые, претендуя на главенствующее место среди других колен, были недовольны тем, что не приняли участия в битве против аммонитян. Иеффай пытался мирно разрешить это противостояние, но ефремляне объявили войну и перешли реку Иордан при Цафоне. После сражения Иеффай приказал устроить заставы вдоль Иордана для встречи отступающих. Это привело к полному разгрому ефремлян, которые были опознаны из-за того, что неправильно произносили слово «шибболет» («через начальное»), и уничтожены (Суд. 12:1–6).

 



 
PR-CY.ru