«ИЕРЕМИИ ПЛАЧ» - Страница 2

Многие авторы, признавая целостность «Плача Иеремии», отрицали его принадлежность пророку (Георг Эвальд и др.), некоторые приписывали текст нескольким авторам, в том числе и пророку Иеремии (например, К.А.Х. Калькар). Другие пришли к заключению, что «Плач Иеремии» состоит из нескольких независимых частей, ни одна из которых не принадлежала пророку (И.К.В. Августи, Теодор Нёльдеке, К. Будде). Несмотря на то что отдельные авторы всё же признавали подлинность книги (Карл Фридрих Кейль, Фердинанд Гитциг), начиная со второй половины XIX в. общим стал вывод о том, что пророк не является автором «Плача Иеремии». Эта позиция продолжает доминировать в современной литературе. Вывод о неподлинности «Плача Иеремии» современные исследователи обосновывают рядом особенностей содержания книги, её структуры и местом в иудейском каноне. Иеремия неоднократно предсказывал поражение царю Седекии (Иер. 21:1–10; 24:1–10; 32:1–5; 34:1–7), заключившему пророка в темницу (Иер. 37), а автор «Плача Иеремии» говорит о надежде на царя: «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: “под тенью его будем жить среди народов”» (Плач 4:20). Пророк осуждал упование народа Израиля на военную помощь соседних народов (Иер. 2:8), автор «Плача Иеремии» относит себя к тем, кто ждали помощи от союзников. В принадлежности глав одному автору заставляет исследователей сомневаться различный алфавитный порядок акростиха в главах 2–4 в отличие от первой главы, а также отсутствие акростиха в пятой главе (Б. Байер). В пользу этого положения говорит то, что «Плач Иеремии» в иудейском каноне относится к разделу «Писания», а не к разделу «Пророки» (К.А.Х. Калькар, Э. Рейс). Исследователи высказывали предположение, что книга была написана одним из царских писцов из рода Шафана, участником реформы царя Иосии (4 Цар. 22:8–13) и свидетелем разрушения Иерусалима, или кем-то из профессиональных плакальщиков в Иудее. Иудейская традиция сохранила два предания о времени составления этой книги пророком Иеремией (Мидраш Эйха-Раббати). Одно из этих преданий основано на библейском рассказе о том, как ученик пророка Иеремии Варух, сын Нирии, записал в свиток слова Господа о бедствиях, грядущих на Иерусалим (Иер. 36:1–3). Согласно ранним еврейским комментаторам, в данном месте речь идёт о том, что Варух записал первую главу «Плача Иеремии». В день поста, объявленного в девятый месяц пятого года царствования сына Иосии Иоакима, Варух по повелению Иеремии публично прочитал в храме слова пророка, написанные в свитке (Иер. 36:9–10). Иоаким приказал схватить пророков Иеремию и Варуха (которым всё же удалось скрыться), а свиток прочитал и сжёг. По повелению Господа Иеремия составил новый свиток, который содержал «все слова того свитка, который сжёг Иоаким…, и ещё прибавлено к ним много подобных тем слов» (Иер. 36:32). Мидраш Эйха-Раббати поясняет, что таким образом были добавлены ещё четыре главы. Согласно этому преданию, «Плач Иеремии» был составлен прежде разрушения Иерусалима. Временем после разрушения храма датируется возникновение «Плача Иеремии» в другом предании: книга была написана с целью преподать народу духовное наставление, что падение Иерусалима было Божьим воздаянием, а не случайностью.

 



 
PR-CY.ru