«ИЕРЕМИИ ПЛАЧ»

«ИЕРЕМИИ ПЛАЧ» – каноническая книга Ветхого Завета; состоит из пяти песней (глав), объединённых темой оплакивания разрушения Иерусалима в 587/586 г. до н.э. В иудейской традиции книга называется по начальному слову первой строки – «Как». Это слово кроме Плач. 1:1 повторяется ещё дважды (Плач. 2:1; 4:1), и всякий раз с него начинается новый алфавитный акростих. В некоторых иудейских источниках книга имеет название «Плачи». Именно к этому названию восходят греческое название в Септуагинте и латинское «Lamentationes Ieremiae prоphetae» в Вульгате. Наименование в славяно-русской Библии («Плач Иеремии») представляет собой неточный перевод греческого – «Плачи Иеремии». В иудейском каноне книга «Иеремии плач» отнесена к разделу «Писания» и помещена между Книгами Екклесиаста и Есфири. В большинстве еврейских (масоретских) кодексов (в том числе в Cod. Leninradensis) «Плач Иеремии» считается одним из «Пяти свитков» (мегилот) и располагается после Книг Руфь, Песни Песней и Екклесиаста (т.е. в хронологическом порядке, поскольку последние две книги приписываются Соломону) и перед Книгой Есфири. В Септуагинте, Пешитте и Вульгате книга «Плач Иеремии» помещена вместе с Книгой пророка Варуха после «Книги пророка Иеремии». Этот порядок принят в большинстве западноевропейских и русских изданий. О происхождении книги в европейском тексте не сообщается, однако в Септуагинте (LXX) есть предисловие, отражающее, по мнению Павла Александровича Юнгерова, древнее предание: «И было, после того как Израиль увели в плен и опустошили Иерусалим, сел Иеремия, плача, и пропел плач сей над Иерусалимом, и сказал...» В Священном Писании говорится, что пророк Иеремия был составителем «песен плачевных»: «Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот, они вписаны в книгу плачевных песней» (2 Пар. 35:25). В древности «Плач Иеремии» отождествлялся с этой плачевной песней Иеремии. Это мнение бытовало в XVIII в. (например, Иоганн Давид Михаэлис и др.), но исследователи более позднего времени пришли к выводу, что между политической ситуацией в Иудее после гибели царя Иосии в битве при Мегиддо (4 Цар. 23:29) и положением Иудеи и Иерусалима, описанным в книге «Плач Иеремии», нет ничего общего. Иудейское предание, а также экзегеты древней церкви уверены в принадлежности книги «Плач Иеремии» пророку Иеремии. В пользу авторства Иеремии кроме предисловия к книге «Плач Иеремии» в Септуагинте исследователи приводят ряд аргументов: во-первых, пророк Иеремия считается свидетелем разрушения Иерусалима; во-вторых, «Плач Иеремии» содержит некоторые метафоры и выражения, встречающиеся и в Книге пророка Иеремии; в-третьих, пророк призывал народ ещё до падения Иерусалима оплакивать самих себя и свою землю (Иер. 7:29; 9:10–11, 20–22), а также составил плач по царю Иосии (2 Пар. 35:25); в-четвёртых, некоторые стихи «Плача Иеремии» можно соотнести с жизнью пророка (Плач. 3:14, 53–56, ср.: Иер. 20:7; 38:6). Вопросы об аутентичности и о целостности «Плача Иеремии» стали предметом дискуссий в библейской критике XIX в.

 



 
PR-CY.ru