Словарь по иудаизму И ИЕРОВОАМ I

ИЕРОВОАМ I

ИЕРОВОАМ I – основатель и первый царь Израильского царства (около 931 – 910 гг. до н.э.). Его имя, как полагают исследователи, означает «пусть возвеличится народ». Иеровоам I родился в городе Цареда, был сыном Навата из колена Ефремова от Церуа (3 Цар. 11:26). Рассказ о пришествии Иеровоама I к власти и о его правлении содержится в Книге Царств (3 Цар. 11:26–14:20). Книга Паралипоменон уточняет и дополняет повествование некоторыми деталями (ср. 3 Цар. 12:1–19 и 2 Пар. 10:1–19; 3 Цар. 12:21–24 и 2 Пар. 11:14). В Ватиканском кодексе Септуагинты (LXX) содержится более пространная по сравнению с Месопотамским Талмудом версия рассказа о восшествии Иеровоама I на трон, повествующая о событиях, которые предшествовали конфликту между иудейским царём Ровоамом и Иеровоамом I (3 Цар. 12:24 a-z); впрочем, её историчность исследователи оспаривают. В основе повествований о деятельности Иеровоама I (1 Цар. 11; 12, а также в некоторых местах LXX) лежит предшествовавшее девтерономической редакции предание Северного царства. Иеровоам I служил чиновником в царской администрации Соломона, в его обязанности входил контроль над наёмными рабочими северных израильских племён, занятыми на строительных работах в Иерусалиме (3 Цар. 11:28). Очевидно, из солидарности с соотечественниками, Иеровоам I восстал против деспотичной политики Соломона (3 Цар. 11:26), который обложил северные племена огромными налогами. Мятеж мог быть также вызван передачей северных израильских городов (3 Цар. 9:10–13) финикийскому царю Хираму. Спасаясь от царского гнева, Иеровоам I укрылся при дворе египетского фараона Шешонка (Шишака, библейский Сусакима), надеясь получить от него поддержку в борьбе с Соломоном. Возможно, сам фараон надеялся обрести в Иеровоаме I союзника против царства Давида. В Септуагинте (LXX) сообщается, что Иеровоам I был сыном блудницы Сариры, что до бегства в Египет имел 300 колесниц (3 Цар. 12:24b), а также о том, что фараон выдал за него свою свояченицу, которая родила от Иеровоама I Авию (3 Цар. 12:24е). После смерти Соломона Иеровоам I возвратился на родину и возглавил объединённую коалицию северных племён. Восстание Иеровоама I поддержал пророк Ахия из Силома, который провозгласил Иеровоама I царём над десятью коленами израилевыми (3 Цар. 11:29–39). Иудейский царь Ровоам направился в Сихем для переговоров, пытаясь возобновить существовавший прежде союз Севера и Юга на новых условиях. Предметом споров толкователей остаётся вопрос, принимал ли Иеровоам I участие в собрании глав колен в Сихеме и в переговорах с Ровоамом. Согласно 3 Цар. 12:11–19 (ср.: 2 Пар. 10:11–19), Иеровоам I, вызванный из Египта, участвовал в нём. Однако из 3 Цар. 12:20 исследователи сделали вывод, что Иеровоам I был призван в Сихем только после прекращения переговоров с Ровоамом и окончательного разрыва с династией Давида.

 



 
PR-CY.ru