ИЕРОВОАМ I - Страница 3

По мнению исследователей, эти культовые сооружения символизировали пьедесталы для невидимого Бога Яхве, и в этом случае тельцы выполняли те же функции, что и ближневосточные херувимы. Однако этот культ открывал возможности для влияния языческих практик на почитание Истинного Бога, поскольку местное население исстари использовало изображение быка в качестве символа Ваала. Религиозная реформа Иеровоама I, которая привела к отделению от Иерусалима, вызвала осуждение пророков обоих царств. Уже во время первого праздника в Вефиле, где сам Иеровоам I выступал в качестве священника, некий таинственный «человек Божий», который пришёл на праздник из Иудеи, проклял нечестивый жертвенник и предсказал уничтожение иудейским царём Иосией всех нелегитимных священников Вефиля (3 Цар. 13:1–32). Пророк Ахия, который, как полагают исследователи, выступал лишь за политическое, а не религиозное отделение от Иерусалима, отвернулся от Иеровоама I, предсказывая уничтожение всего его рода и рассеяние израильского народа (3 Цар. 14:1–18). Последние годы царствования Иеровоама I были омрачены изнурительной войной с иудейским царём Авией, который при поддержке арамейского царя Дамаска, в конечном счёте, одержал победу и захватил у израильтян целый ряд городов, включая Вефиль (2 Пар. 13:2–20). Впоследствии в Библии при описании истории правления Северного царства большинству израильских царей вменялось в вину следование «грехам Иеровоама» (см., например: 3 Цар. 15:30; 16:31 и т.д.). Итогом выбранного Иеровоамом I пути стало предание Господом Израильского царства в руки Ассирии (4 Цар. 17:21–23). Изображение Иеровоама I как главного виновника неверного выбора исторического пути для своего народа типологически перекликается с жизнеописанием других ближневосточных правителей (например, Нарам-Син, Набонид, Ибби-Син, Шульги). Некоторые комментаторы усматривали в словах из Книги Екклесиаста: «Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы» (Еккл. 4:13) – последствия конфликта, который произошёл между Иеровоамом I и Соломоном. Согласно талмудическим источникам, религиозная политика Иеровоама I не получила поддержки только в колене Дана. Никто из священников не пожелал совершать богослужение в новых святилищах, поэтому Иеровоаму I пришлось привлекать для богослужения случайных людей. Чтобы воспрепятствовать паломничеству народа в Иерусалим, он был вынужден выставить на границах с Иудеей охрану, которая убивала всех нарушающих этот запрет. В экзегезе ранней церкви Иеровоам I, разделивший царства из зависти, стал прообразом раскольников и еретиков, разделяющих единое тело Церкви Христовой.



 
PR-CY.ru