ХЕТТЫ - Страница 4

Во дворе были, кормились и служили предметом усердных почитаний быки, лошади, орлы, медведи и львы, как посвящённые различным почитаемым божествам. При входе в храм слева возвышался престол солнца, но на этом престоле не помещались статуи, так как солнце и луна, единственные между божествами, не имели изображений. В храме также были статуи различных божеств. Главным предметом почитания в храме были золотые статуи богини Аттис. На её голове помещался золотой голубь, в руках держала скипетр, стояла она на львах, а её супруг на быках». В жертвы приносились различные животные. Козы и бараны были обычными животными. Доброй жертвой обозначался бык. Приносились в жертву и дети. Их закутывали в звериные шкуры и родители бросали их сверху во двор, крича, что это не их дети, а быки. Два раза в год у хеттов, в городе Мабоге (Иераполис) праздничная процессия отправлялась к расщелине скалы, находившейся под храмом: в эту расщелину (по их учению) стекли воды потопа, и в неё лили морскую воду. Псевдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе, по содержанию оно почти тождественно вавилонским и библейским; имя героя – Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали в расщелине скалы под храмом сток вод потопа. Сказание говорит, что богиня Сима, дочь высшего бога Адада, положила конец нападениям демона, наполнив морской водой расщелину, в которой он жил. Приходящий в Мабогу брил себе голову и брови. Принеся в жертву овцу, он разрывал на куски мясо и устраивал пир. Шкуру расстилал на земле, становился на колени, голову и ноги жертвы возлагал на свою голову, в то же время заклинал богов принять его жертву, обещая в будущем принести ещё лучше. После чего он увенчивался венками. Представление о загробной жизни у хеттов соприкасались с древнеегипетскими. Недалеко от города Башаць-кай найден некрополь. В скале – расщелина, из неё сделано нечто вроде портика, поддерживаемого тремя толстыми и короткими колоннами. Налево и направо от портика – погребальные комнаты, где были устроены погребальные ложа, выбитые в скале. В хеттских изображениях исследователи встречают лестницы, которые должны были вести умерших из мира людей в мир богов. Военные успехи хеттов объяснялись активным использованием ими двух инноваций – боевых колесниц и железного оружия. Исследователи полагают, что хетты были первыми, кто стал изготавливать и использовать боевые колесницы, которые появились в Передней Азии в начале II тыс. до н.э. у индоевропейских степных кочевников-ариев. Гернот Вильгельм в в книге «Древний народ хурриста» (М., 1992 г.) писал: «Хеттский трактат о тренировке лошадей восходит к митаннийским специалистам в этом деле и содержит индоарийские термины…». В Грецию колесницы пришли от хеттов. По устоявшемуся мнению, технологию производства железа первыми освоили горные народы севера Малой Азии и Кавказа. Хетты захватили территорию древних хаттов, которые обладали технологией обработки железа. Исследователям известно послание фараона Нового царства царю хатти с просьбой прислать ему железный кинжал, что в эпоху бронзового века было очень дорогим подарком. В последующие столетия хетты продолжали владеть секретом производства железа, что, наряду с использованием боевых колесниц, давало этому народу огромное военное преимущество. История изучения хеттов начинается с XIX в., когда учёные заинтересовались могущественным народом, упомянутым в Библии и жившим к северу от «земли обетованной». Однако масштабное исследование хеттской истории стало возможно только после открытия в 1906 г. Богазкёйского архива царей Хатти и расшифровки в 1915–1916 гг. чешским лингвистом Бедржихом Грозным хеттской письменности. Один из крупнейших специалистов XX в. по хеттам – Оливер Герни.



 
PR-CY.ru